Конфереция

"Сколько можно нас "октанить"?

Эта фраза долетела до меня от группки таксистов у магазина "Восход", которые перекуривали в ожидании своих клиентов и оживленно обсуждали насущную для них тему - очередное подорожание бензина. Вот тогда и донеслось до меня: "Сколько можно нас "октанить"? Оставалось только восхититься интеллектом наших водителей, которые даже чисто технический термин, характеризующий стойкость горючего к детонации, сумели приспособить для обозначения острой социальной проблемы. После услышанного, то ли явью, то ли сказкой "прокрутился" в голове сюжет, как когда-то я подъезжал на своем "Жигуленке" к АЗС и протягивал заправщику талончик, на котором черным по розовому было тиснуто, что 10 литров АИ стоит 95 коп. Но это было, было, и глупо сейчас впадать в ностальгию по 70-м с их дешевым бензином. Сейчас надо трезво думать о реальности настоящего времени. И как таксисты у "Восхода" размышлять о том, может ли один литр топлива подбираться к отметке в 20 руб. в стране, которая, образно говоря, почивает на нефти. Боже, а ведь мне сейчас не хватило бы и МРОТа, чтобы заправить 39-литровый бак "Жигулей". Конечно, спецы по нефти говорят сейчас много умных слов, оправдывая дороговизну ГСМ. С ними трудно спорить непосвященному в тайны качалок и баррелей. Хотя по недавнему рандеву Президента Владимира Путина с одним из столпов "Лукойла" стало очень ясно, что даже первое лицо России обеспокоено непомерно "вспучившейся" нефтью и предлагает руководителю этой компании срочно подумать о минимизации, как сейчас модно говорить, аппетита на бензиновом рынке. Примерно так и сказал по телевизору Владимир Владимирович, что, мол, правительство не собирается устраивать за "Лукойлом" контроль (а жаль!), но уж и вы, будьте добры, уступите в цене. Алекперов (вроде он был на экране) взял под козырек. Но самое интересное случилось на следующее, после той высокой встречи, утро, когда компания, идя навстречу пожеланиям Президента России, на несколько процентов сбавила цену на бензин. Услыша столь радостную весть, корреспондент "Радио России" бросился со всех колес к заправочной колонке "Лукойла", расположенной как раз напротив его дома. Но там он получил от ворот поворот, ему сказали, что знать ничего не знают о высоких и авторитетных договаривающихся сторонах и цена на бензин - прежняя. Вот тут и задумаешься: либо Президента в грош не ставят, либо машинистка "Лукойла" вовремя приказ не отпечатала, а курьер его по АЗС не разнес. Дело с бензином очень серьезное. В нашем северном регионе - тем более, где даже в оптимальные времена севера диктуют свои жесткие условия. На недавней пресс-конференции в объединении профсоюзов области его председатель Николай Махонькин рассказал о заседании Генерального совета федерации независимых профсоюзов России. И на нем топливная проблема стояла во главе угла. В принятом Генсоветом ФНПР по этому поводу заявлении "О ценах на бензин", в частности, сказано, что "в этом году в стране резко выросли цены на бензин, моторное топливо, солярку и другие горюче-смазочные материалы. Только за 10 месяцев 2004 года бензин подорожал почти на треть. Повышение цен явно не соответствует росту заработной платы и доходов населения в целом. С учетом покупательной способности зарплаты, бензин для россиянина обходится в 2 раза дороже, чем для жителей Европы. При этом большинство европейских стран покупают нефть и нефтепродукты, а не производят их, как Росссия. Создается впечатление, что бездействие власти по регулированию цен на энергоресурсы связано с необъяснимыми намерениями как можно быстрее выполнить требование ВТО об установлении внутренних цен на топливо на уровне мировых. В то же время профсоюзы не замечают столь же сильного желания у Правительства РФ и работодателей поднять зарплату работников до европейского уровня. По нашему мнению, бесконтрольное повышение цен на бензин является следствием не только роста мировых цен на нефть, но и результатом бездействия органов исполнительной власти, которые не предпринимают мер по регулированию рынка и обузданию монопольного повышения цен на топливо. Все это отражается, в конечном счете, на уровне жизни населения России, подстегивает рост цен на основные потребительские товары и усиливает инфляцию. Генсовет ФНПР требует от соответствующих органов исполнительной власти принятия действенных антимонопольных мер по укрощению роста цен на бензин, а от всех работодателей - компенсировать повышение нагрузки на доходы населения адекватным ростом заработной платы". Вот такой документ. А сыграет ли он свою положительную роль на практике - увидим. Справка На прошедшей неделе удешевление бензина было отмечено в 11 центрах субъектов Российской Федерации, среди которых наибольшее снижение цен на бензин наблюдалось в Туле - на 2,7%, в том числе на бензин марки АИ-95 и выше - на 3,1%. В 71 центре субъектов Российской Федерации цены на бензин автомобильный не изменились. Повышение средних цен на бензин автомобильный зарегистрировано в 7 центрах субъектов Российской Федерации. Существенное увеличение цен на бензин отмечалось в Магадане - на 2,2%, в том числе марки А-76 (АИ-80 и т.п.) - на 2,7%. В Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин автомобильный всех марок остались без изменения.
Комментарии