Самый богатый поляк Ян Кульчик начал давать показания специальной парламентской комиссии, расследующей деятельность Польского нефтяного концерна "Орлен".
Известный предприниматель является главным действующим лицом следственного процесса, который должен раскрыть закулисные подробности неудавшейся приватизации Гданьского нефтеперерабатывающего завода (ГНЗ) с участием российского "ЛУКойла". Предысторию "МН" рассказали в N 43, 2004 "Резидент выходит на нефть". Напомним, что речь там, в частности, шла о тайной встрече в Вене между Кульчиком и неким Владимиром Алгановым, представляющим российский энергетический бизнес и имеющим в Польше репутацию человека, связанного с российскими спецслужбами. По данным польской разведки, на встрече говорилось о лоббировании интересов "ЛУКойла" при приватизации ГНЗ.
Кульчик давал показания почти девять часов (польское ТВ вело трансляцию этого "сериала"), изложить их вкратце нетрудно. В основном бизнесмен, ссылаясь на проблемы с памятью, отвергал предъявляемые ему доказательства. Тем не менее он признал, что встречался в Вене с Алгановым. С кем имеет дело, Кульчик, по его словам, понял слишком поздно, но продолжал переговоры с "российским шпионом" о возможностях импорта электроэнергии. Встреча проходила под наблюдением польских спецслужб, которые позже рассекретили свои официальные отчеты. Из них следовало, что за участие "ЛУКойла" в приватизации ГНЗ высокие должностные лица из правительства и нефтяного сектора якобы получили взятки. Кульчик же говорит, что о взятке Алганов упомянул мимоходом и никаких фамилий не называл.
В то время как Кульчик давал показания, в кулуарах следственной комиссии горячо обсуждали очередную сенсацию: газета "Жечпосполита" сообщила о существовании третьего отчета спецслужб, которая уже передана комиссии. На сей раз речь идет о тайной встрече Кульчика с главой "ЛУКойла" Вагитом Алекперовым в октябре 2002 года в Лондоне, и даже приводятся подробности их переговоров. Именно с этой встречи, как теперь полагают, и начались попытки "ЛУКойла" обосноваться на польском нефтяном рынке.
Новые документы польской разведки, утверждает "Жечпосполита", свидетельствуют о планах объединения концерна "Орлен" и ГНЗ с прицелом на то, чтобы контрольный пакет объединенной компании оказался у "ЛУКойла". В перспективе, утверждает газета, российские компании намеревались установить контроль над нефтяным портом Naftoport - ключевым для энергетической безопасности Польши. Кульчик, ссылаясь на свои связи в высших эшелонах польской власти, якобы заверял Алекперова в реальности установления этого контроля. Интересно, что и в этом отчете упоминается о солидной сумме, предназначенной, по мнению газеты, для посредника в сделке.
Ранее Кульчик заявлял комиссии, что "не знает Алекперова". Однако третий отчет спецслужб, очевидно, добавит много увлекательного в историю польского капитализма. И отдельная глава в ней будет посвящена российским нефтяным генералам.
Резидент выходит на нефть
Ветераны отечественных спецслужб с успехом ухудшают экономические отношения между Польшей и Россией
"Московские новости" N 43Валерий Мастеров, Варшава
"В Варшаве не скандал, а скандалище. Возмутитель спокойствия - Владимир Алганов, один из героев недавней публикации "МН" (N 40, "Превращения резидентов"). На берегах Вислы замес намного круче: речь идет ни много ни мало об угрозе энергетической безопасности Польши со стороны России.
Главной внутренней темой Польши стала работа парламентской комиссии, расследующей деятельность Польского нефтяного концерна "Орлен". Раскрутка этого дела вскрыла подробности неудавшейся приватизации Гданьского нефтеперерабатывающего завода с участием российского "ЛУКойла", которую, как оказалось, координировал бывший шеф Агентства внешней разведки (эквивалент нашего ФСБ). Запахло большими деньгами и коррупцией.
Как бы сама собой возникла необходимая в таких случаях "рука Москвы", а в газетах стали открыто писать, что "Кремль хотел войти в польский топливно-энергетический сектор". Следственный процесс стал раздуваться от непомерного количества действующих лиц. И тут Агентство внешней разведки подлило масла в огонь: рассекретило "записки" о встрече Алганова с самым богатым поляком Яном Кульчиком, про которого авторитетные польские издания пишут, что он один из тех, кто реально правит Польшей.
Тайна венской встречи
В Польше фамилия Алганов почти нарицательная. В обыденном сознании поляков он русский шпион. "МН" уже писали, что кадровый офицер КГБ, а потом СВР Владимир Алганов в 1981 - 1992 годах работал первым секретарем нашего посольства в Варшаве. С его именем связана отставка премьера Юзефа Олексы, обвиненного в сотрудничестве с советской, а позднее - с российской разведкой. Почти неизвестен другой факт, описанный в книге польского журналиста и бывшего корреспондента в Москве Рышарда Бадовского "Алганов, Якимишен и другие. Кулисы российской разведки": "20.XI.1990. В квартире Алганова происходит возврат денег, одолженных Мечиславом Ф. Раковским (последним первым секретарем ЦК ПОРП. - В.М.) в ЦК КПСС на проведение последнего съезда ПОРП и расчет теряющих работу функционеров партийного аппарата".
После окончания "дипломатической работы" Алганова несколько раз видели в Польше, а польские спецслужбы в рамках сотрудничества неоднократно вступали с ним в контакт. В середине 90-х полковник Алганов на пресс-конференции в Москве заявил, что вышел в отставку и занялся бизнесом. Вскоре стало ясно, что отнюдь не малым. Его интересы связаны с энергетической отраслью, и сегодня на официальных сайтах в Интернете можно удостовериться, что господин Алганов является членом совета директоров "ИНТЕР РАО "ЕЭС" (оператором экспорта-импорта электроэнергии на энергетических рынках России и зарубежных стран) и советником исполнительного директора "Росэнергоатома". Вполне респектабельное паблисити. Только Кульчика все равно обвиняют в том, что встречался он со шпионом.
Обстоятельства встречи Кульчик - Алганов в Вене 17 июля 2003 года (на этой дате настаивает Кульчик), изложенные в двух еще недавно совершенно секретных "записках" Агентства разведки, переросли в многостраничные публикации, суть которых сводится к следующему.
Встреча была организована Анатолием Чубайсом, и ее содержанием, согласно заявлению самого Кульчика, стало обсуждение оборота электрической энергии, а конкретно - проекта транзита электроэнергии из России и Украины через Польшу на юг Европы. В изложении же спецслужб (которые, между прочим, Кульчик проинформировал о венской встрече) акцент делается на приватизации Гданьского нефтеперерабатывающего завода. Причем Кульчик якобы убеждал Алганова, что обладает всеми полномочиями на дальнейшие переговоры с россиянами относительно продажи Гданьского НПЗ, и при этом ссылался на поддержку президента Квасьневского. В Алганове же Кульчик видел близкого знакомого российского президента Путина, с которым его собеседник якобы подружился во время совместного обучения в разведшколе.
Венская встреча в изложении спецслужб, ссылающихся на показания Кульчика, проходила в два тура. Если за ланчем превалировала энергетическая тема, то вечером во время встречи, сдобренной алкоголем, Алганов будто бы завел речь о приватизации Гданьского НПЗ. Более того, он даже высказал претензии, что дело стопорится. Причем в разговоре делалась ссылка на министра приватизации, который "получил за это финансовую выгоду". Эта "финансовая выгода", то есть взятка за проталкивание "ЛУКойла", имеет вполне реальное выражение - 5 миллионов долларов. К их получению вроде бы причастен и руководитель государственной нефтяной компании Nafta Polska Мачей Герей. Так это все выглядит в записке бывшего руководителя контрразведки Збигнева Сементковского.
Вчера танки, сегодня нефть
Збигнев Сементковский, который во время первой президентской кампании Квасьневского занимался его имиджем, потом был чуть ли не правой рукой президента, доверившего ему реорганизацию спецслужб, стал главным свидетелем парламентской комиссии. Следственную комиссию по делу "Орлена" он просветил об опасностях и угрозах, которые несет экономическая экспансия России:
- Боюсь, что наступила реставрация российской империи. Россия выходит на энергетические рынки Восточной Европы, выкупая западноевропейские фирмы, которые принимают участие в приватизации топливно-энергетического сектора. Нам бы грозило то же самое, если бы мы продали Гданьский НПЗ фирме Rotch Energy, за которой стоял российский "ЛУКойл". Вчера были танки, а сегодня нефть. На смену комиссарам пришли политики и бизнесмены.
Сементковский утверждает, что не был шокирован встречей Кульчик - Алганов. Он говорит, что знает имена нескольких десятков лиц, которые прошли через российские спецслужбы, а теперь возглавляют крупные фирмы и концерны. Похоже, что в каждом российском бизнесмене Сементковский видит агента, а в работающей в Польше российской или совместной фирме - шпионское гнездо.
Происходящее на польской политической сцене президент Квасьневский назвал "ползучим государственным переворотом". И выразил решимость "выяснить все до конца": "Президент Путин во время наших бесед многократно поднимал вопрос плохого климата для российских инвестиций в Польше. После того, что происходит сегодня, этот климат будет еще хуже. Ведь мы априори утверждаем, что российские инвестиции вредны сами по себе, потому что кагэбэшные. Мы сами себя загнали в ловушку".
В ловушке почувствовал себя и Ян Кульчик, который на этой неделе должен был предстать перед следственной комиссией. Не случилось: по дороге из США в Польшу он остановился в Лондоне, сославшись на ухудшение здоровья. В зачитанном адвокатом заявлении он припомнил об угрозах в его адрес политиков и потребовал, чтобы комиссия выслушала его за границей. При этом дал понять, что 50 проц. инвестиций уже перевел из Польши и этот процент может увеличиться. "Политические нападки на мир бизнеса угрожают экономическому будущему Польши", - делает вывод Кульчик."
Комментарии