Конфереция

Вокруг Петербурга работает 6 миниНПЗ

"Мне известно о 6 мининефтеперерабатывающих заводах, действующих в Ленинградской области, - заявил на недавно состоявшейся встрече с топливными операторами заместитель Председателя комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Николай Архипов. - Топлива, вырабатываемые заводами, в большинстве случаев не отвечают современным экологическим требованиям и вредны для двигателей. Поэтому ситуацию мы поставим под контроль, а к операторам, берущим с этих заводов топливо, будем применять самые суровые санкции". Одним из таких "профилактических" мероприятий господин Архипов назвал недопущение недобросовестных операторов до торгов земельными участками. Мининефтеперерабатывающие заводы активно строятся на территории России. В основном их деятельность развернута в непосредственной близости от границ с сопредельными государствами - странами Балтии, Финляндии, Польши. Технологическая схема работы таких НПЗ чрезвычайно эффективно и законна. Сырьем для заводов, как правило, выбирается низкокачественная дешевая нефть Башкирии и Татарстана (с повышенным содержанием серы). Далее нефть железнодорожным, реже трубопроводным транспортом, поставляется на НПЗ по внутрироссийским тарифам. Процесс производства нефтепродуктов максимально упрощена благодаря современным технологиям. Весь миниНПЗ напоминает самогонный аппарат, где прямой гонкой (отсюда название прямогонных бензинов), исключая сложнейшие технологические операции, производящиеся на крупных НПЗ, выпариваются различные нефтепродукты, в основном низкооктановые. Вследствие того, что используется низкокачественное сырье, нефтепродукты также получаются низкого качества, которое не запрещено для ввоза и применения в странах ближнего зарубежья, куда они и поступают. Чаще нефтепродукты транзитом через морские терминалы перебрасываются в страны дальнего зарубежья, где подвергаются вторичной переработке. Скорее всего, проект строительства завода по переработке нефти в Ивангороде, который готовит ЗАО "НК Нойл", является одним из многочисленных примеров. Благодаря дешевизне сырья, использованию внутреннего тарифа на перевозки, различным налоговым схемам и высоким мировым ценам на углеводородное сырье, которым являются такие нефтепродукты, работа заводов является весьма прибыльным занятием. Однако деятельность ряда миниНПЗ направлена исключительно на внутренний рынок. Такой завод уже давно работает в поселке Янино, Ленинградской области. Покупателями его продукции являются владельцы мелких и средних сетей АЗС Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Неоднократно вблизи завода удавалось увидеть и бензовозы нефтяных компаний. Для реализации на городских АЗС, низкое октановое число повышается с помощью различных присадок, в том числе марганцево- и железосодержащих, наносящих вред окружающей среде и двигателям автомобилей. На повышенное содержание серы внимание, как правило, не обращается. "Для добросовестных операторов рынка деятельность таких заводов представляет серьезную опасность, - рассказывает Олег Ашихмин. - Приведу пример Элисты. Когда в этом районе появился первый завод, никто не обратил внимания. Операторы один за другим стали брать оттуда топливо, благо оно значительно дешевле. А затем снижали цены для повышения оборота на своих АЗС. Чтобы выжить конкурентам ничего не оставалось кроме как начинать закупать топливо у этих же заводов. В результате в Элисте 40 миниНПЗ и практически не найти качественное топливо. Такую ситуацию нельзя повторить в Петербурге, где экологическая ситуация и так не самая благоприятная".
Комментарии