Конфереция

Без 'ЮКОСа'

Готовит портовый график 'Транснефть' Некогда могущественный 'ЮКОС' тает на глазах. В воскресенье будет продан за долги его крупнейший актив, 'Юганскнефтегаз', а остатки компании готов выкупить пул западных инвесторов во главе с бывшим акционером 'ЮКОСа' Константином Кагаловским. 'ЮКОСа' не оказалось даже в предварительном графике экспорта нефти через порты на январь 2005 г. 'ЮКОС' находится грани банкротства: его непогашенный налоговый долг превышает $21 млрд, все имущество и счета компании арестованы, а крупнейшее предприятие - 'Юганскнефтегаз' в воскресенье будет продано в счет погашения долгов. Безоговорочным фаворитом аукциона эксперты считают 'Газпромнефть'. Основные акционеры 'ЮКОСа' - Михаил Ходорковский и Платон Лебедев второй год сидят в тюрьме, другие крупные совладельцы скрываются за границей. А несколько месяцев назад страну вынуждены были покинуть почти все топ-менеджеры и ведущие юристы нефтяной компании. Управленческий и финансовый кризис грозит лишить 'ЮКОС' возможности экспортировать нефть в начале будущего года. В предварительном портовом графике на первую декаду января 2005 г., утвержденном 'Транснефтью', предприятий 'ЮКОСа' не оказалось, рассказал 'Ведомостям' сотрудник Argus. По его мнению, отсутствие 'ЮКОСа' в графике может быть связано с тем, что судьба 'Юганскнефтегаза' (на экспорт в основном идет добываемая им нефть) не определена и 'ЮКОС' не знает, какие объемы поставок он может гарантировать, а 'Транснефть' боится включать нефть компании в график без гарантий. А агентство Reuters приводит слова нефтяных трейдеров о том, что ранее предназначавшиеся 'ЮКОСу' объемы пока не отданы какой-либо другой компании. В 'Транснефти' и 'Минпромэнерго от комментариев отказались. Однако сотрудник Argus уверяет, что 'ЮКОС' учтен в утвержденном главой Минпромэнерго Виктором Христенко графике экспорта нефти на I квартал 2005 г. Источник в 'ЮКОСе' не исключает, что отсутствие компании в портовом графике связано с отсутствием у нее денег на оплату прокачки нефти и экспортной пошлины, ведь все зарабатываемые компанией деньги тут же списываются приставами в счет погашения налоговой задолженности. 'Понятно, что в таких условиях "Транснефть" не включает нас в портовый график', - говорит он, добавляя, что на минувшей неделе по этой причине 'Транснефть' ограничила на сутки сдачу в свои трубопроводы нефти 'Юганскнефтегаза' на 30%. Вице-президент 'Транснефти' Сергей Григорьев заявил 'Ведомостям', что ему ничего не известно об отключении 'Юганскнефтегаза' от трубы. 'Если оно и имело место, то по техническим причинам', - утверждает Григорьев. Впрочем, через несколько дней 'Юганскнефтегаз' сменит владельца - компания будет продана на аукционе, фаворитом которого эксперты считают 'Газпромнефть'. В случае ее победы 'Юганск' вернется в портовый график 'Транснефти', полагает источник, близкий к 'Газпрому'. Все происходящее вокруг 'ЮКОСа' свидетельствует о том, что в оперативном управлении компании возникают сбои, считает Валерий Нестеров из 'Тройки Диалог'. 'Все это показывает, что корабль под названием "ЮКОС" тонет', - говорит аналитик. На обломки этого корабля, однако, нашлись претенденты. Это пул иностранных инвесторов во главе с бывшим менеджером и акционером 'ЮКОСа' Константином Кагаловским. 'Мы готовы покупать "ЮКОС" после того, как "Юганск" будет продан на аукционе, - заявил он "Ведомостям", - мы все взвесили и решили, что это имеет смысл'. Представители Group Menatep от официальных комментариев отказались, однако близкий к группе источник говорит, что ее акционеры не получали от Кагаловского или его партнеров предложений о продаже акций 'ЮКОСа'. Инициатива Кагаловского вряд ли увенчается успехом, считает собеседник 'Ведомостей', напоминая о неудавшейся попытке того же консорциума погасить налоговый долг 'ЮКОСа'.
Комментарии