Конфереция

Качество петербургского воздуха постоянно ухудшается

Управление территориального экологического контроля петербургского Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в течение года провело более пятидесяти проверок загрязненности городского воздуха выхлопными газами. Чиновники назвали это 'Операция 'Чистый воздух' и, по ее результатам, ситуация с загрязнением воздуха в Петербурге с каждым годом становится все хуже. Главной причиной загрязнения воздуха в комитете считают содержащиеся в выхлопных газах вредные элементы - результат переработки некачественного топлива, продающегося на некоторых АЗС Петербурга. Руководство комитета намерено внести в Правительство Петербурга предложения по введению 'Регионального норматива качества топлива', который введет запрет на продажу топлива, произведенного с применением 'вредных' присадок. Главные враги петербуржцев - диоксид азота и бензопирен 'Качество атмосферного воздуха нашего города весьма неудовлетворительное и год от года эта проблема нарастает', - считают в комитете. Так, по последним данным (июнь-июль) 2004 г., уровень загрязненности воздуха в городе в целом оценивается по шкале оценок Всемирной организации здравоохранения как 'очень высокий'. @@7y3u4a0@@ По словам главы Управление территориального экологического контроля по Санкт-Петербургу Людмилы Поповой, сейчас основными вредными веществами, составляющими более половины вклада в так называемый 'индекс загрязнения атмосферы', являются диоксид азота и бензопирен. 'Основным антропогенным источником поступления в атмосферный воздух оксидов азота (NOX) для Санкт-Петербурга является автотранспорт, - говорит Попова, - Причем большой проблемой являются некачественные бензины, часто оказывающиеся привезенными из других регионов России'. NOX обладают очень высокой токсичностью. Диоксид азота NO2 вызывает эмфизему легких, хронические бронхиты, пневмосклероз с астмоидными приступами, фиброзный облитерирующий бронхиолит. NO2 вызывает также рефлекторные реакции (слезотечение, кашель), дискомфортные состояния, головную боль. Для оценки уровней воздействия NO2 на население используется такое понятие, как 'риск немедленного действия', рассчитываемый на основе данных о максимальных разовых концентрациях. По результатам мониторинга 2004 г., наибольшие величины рефлекторных рисков здоровью населения при ингаляционном поступлении NO2 (за сутки человек вдыхает до 20 тыс. литров воздуха) зафиксированы в Центральном, Московском и Калининском районах, где величины рисков были равны 0,999. Это означает, что из каждой тысячи людей, находящихся в этих районах, 999 человек могли быть подвержены риску неблагоприятного воздействия диоксидом азота. Не менее загрязненными, по данным комитета, являются Смольнинский, Фрунзенский, Ленинский и Петроградский районы. Огромный ущерб здоровью, по словам работников УТЭК, вызывает бензопирен (БП), содержание которого в атмосферном воздухе города непрерывно растет. Основными источниками БП для Санкт-Петербурга являются все виды транспорта. БП может вызывать рак нескольких локализаций, включая кожу, легкие, мочевой пузырь, кишечник, - утверждают медики. Комитет готовит 'Региональный норматив качества' Год назад в Смольном обсуждали программу контроля за качеством реализуемого в городе топлива, но ей суждено было утонуть в согласованиях. Сегодня Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности готовит новую программу, которая позволит автомобилистам проголосовать за экологию, покупая бензин на автозаправках, реализующих экологически чистый бензин. Тем АЗС, которые пройдут специальную проверку, подтверждающую, что компания поставляет городу качественный и экологически чистый бензин, будет присваиваться экологический знак. Согласно положению о знаке, процедура это будет бесплатной и добровольной: собственники каждой АЗС сами будут решать для себя, обзаводиться таким знаком или нет. По сути, предложенный проект очень напоминает форму добровольной сертификации. 'Сделано это для того, чтобы ограничить использование некачественного топлива, сжигание которого приведет к загрязнению атмосферного воздуха, а также для стимулирования топливных компаний применять экологически безопасные виды топлива', - заявил 'Аи92' Александр Федоров. В петербургском экологическом комитете 'Аи92' также сообщили, что сотрудниками ведомства подготовлено предложение о необходимости введения 'Регионального норматива качества топлива'. В комитете надеются, что в первой половине 2005 года этот норматив будет рассмотрен и утвержден Правительством Петербурга. 'После его утверждения продавать в городе некачественное топливо станет гораздо сложнее, чем сегодня', - считает зампред комитета.
Комментарии