Конфереция

Операторы экономят

До 70% оборудования АЗС производится в России Топливные операторы стремятся сократить расходы на строительство заправок. Они готовы закупать у отечественных производителей едва ли не все конструкции и оборудование за исключением топливораздаточных колонок. В результате локализация АЗС за последние пять лет выросла у разных операторов на 20-70%. 'Еще пять лет назад все до последнего гвоздя для строительства автозаправок Neste ввозилось из-за границы', - вспоминает гендиректор 'Несте Санкт-Петербург' Вячеслав Савельев. По его словам, сейчас около 70% в стоимости автозаправки приходится на российское оборудование и стройматериалы. На заправках 'Фаэтона' уровень локализации достигает 50%, тогда как до кризиса 1998 г. не превышал 30%, говорит Андрей Григоровский, гендиректор 'Фаэтона'. 'Кризис заставил нефтяников считать деньги и использовать материалы и конструкции российского производства', - говорит менеджер компании 'Петронефтьспецконструкция', которая специализируется на производстве конструкций и оборудования для АЗС. Около пяти лет назад ПНСК освоила производство подземных резервуаров, а два года назад начала выпускать алюминиевые конструкции и стеклопакеты, которые снижают себестоимость АЗС на 20-30%. А 'Нева-Сервис' почти отказалась от импорта подземных трубопроводов и задвижек и стала заказывать их на российских заводах, говорит Павлов. Стоимость российских смонтированных трубопроводов, по его словам, в 2-3 раза дешевле зарубежных аналогов. Используя российские материалы, операторы экономят $200 000-300 000 с каждой заправки, утверждает Алексей Беспрозванный, начальник коммерческого отдела торгового дома 'Три Е', поставляющего оборудование для АЗС. 'Еще в 1998 г. некоторые операторы ввозили из-за границы полностью смонтированные комплексы. Сейчас большинство предпочитает завозить из-за границы только наземное оборудование', - говорит он. Операторы говорят, что из импортного оборудования закупают лишь топливораздаточные колонки и электронные системы управления. Но российские производители пытаются сейчас вернуть себе и рынок этого оборудования. Компания 'Автозаправочная техника', созданная на базе Серпуховского механического завода (Московская область), прекратила массовые поставки колонок в Петербург около 10 лет назад. 'Мы испытывали серьезные проблемы с качеством нашей продукции. Опытная партия, поставленная в 2002 г. одной из петербургских компаний, оказалась неудачной', - рассказывает начальник информационно-аналитического отдела 'Автозаправочной техники' Алексей Брылев. Но в ноябре компания начала переговоры о поставке модернизированных колонок с Петербургской топливной компанией и 'Фаэтоном', говорит Брылев. Колонки 'Нара', которые выпускает 'Автозаправочная техника', стоят от $6000 до $12 000, а импортная колонка обходится примерно в $25 000-30 000. На одной заправке устанавливается от трех до 10 колонок. Но с отечественными колонками конкурируют подержанные импортные. Даже с учетом 20% таможенной пошлины зарубежный second hand обходится дешевле 'Нары', утверждает заместитель гендиректора ПТК Леонид Чурилов. Отслужившая 3-5 лет за границей колонка может проработать в России еще столько же в отличие от 'Нары', которая часто подолгу простаивает из-за отсутствия хорошего сервиса, добавляет Алексей Беспрозванный из 'Три Е'. А в 'Несте' сетуют, что российское наливное оборудование не соответствует экологическим нормам, установленным компанией для всех своих заправок. Савельев из 'Несте' полагает, что локализация уже достигла своего максимума. БЕЗЛЮДНЫЕ ЗАПРАВКИ Автоматические заправки, не требующие присутствия персонала, - еще один способ уменьшить расходы. Их строительство и эксплуатация обходятся на 50% дешевле по сравнению с обычными, утверждает Вячеслав Савельев, технический директор 'Несте', у которой в Петербурге девять автоматических АЗС. Экономить на обслуживании удается благодаря сокращению персонала - обычно на заправке работает 5-7 человек, а для автоматической достаточно одного-двух сотрудников. Обойтись совсем без людей нельзя, утверждает Савельев, поскольку большинству водителей необходимо разъяснять правила пользования автоматом. Справка Стоимость строительства АЗС (без учета земельного участка) составляет от $300 000 до $1 млн. На наземное технологическое оборудование (топливораздаточные колонки, электронная система контроля) приходится около 30% этой суммы, на подземное оборудование (баки для топлива и трубопроводы с задвижками) - около 20%, остальное - расходы на внешние конструкции. По оценке Василия Павлова, менеджера компании 'Нева-Сервис', поставляющей оборудование для АЗС, годовой оборот петербургского рынка $5-6 млн.
Комментарии