Конфереция

Торговцы топливом ждут землю

В преддверии торгов цена на участки под АЗС выросла в два раза В городе не хватает земельных участков под строительство автозаправок. В этом году правительство Петербурга продало лишь три таких участка, в результате цена земли на вторичном рынке выросла почти вдвое. Участники рынка ждут декабрьских торгов, на которые выставят 18 участков. Но их собираются продать единым лотом, так что участвовать в торгах смогут лишь крупные компании. Бурный рост количества АЗС в Петербурге пришелся на 2001-2003 гг., свидетельствуют данные 'Нефтяного клуба Санкт-Петербурга'. За это время общая городская сеть автозаправок увеличилась с 200 до 270. А самым удачным был 2002 г., когда в городе появилось 40 новых АЗС. В 2003 г. активность операторов снизилась - было построено лишь около 20 АЗС. Президент 'Нефтяного клуба Санкт-Петербурга' Олег Ашихмин винит в замедлении роста заправочной сети городскую администрацию. Большая часть разрешений на строительство станций была выдана Инвестиционно-тендерной комиссией в 2001 г., говорит он. Затем их количество стало уменьшаться, а в конце 2003 г. эта практика прекратилась вовсе - правительство решило выставлять все участки под АЗС на торги. В этом году торги состоялись один раз, и на них было продано всего три участка. Сейчас в резерве у топливных операторов осталось около десятка участков, выданных ИТК, полагает гендиректор компании 'Фаэтон' Андрей Григоровский. С этой оценкой соглашается и менеджер 'Балт-Трейда', пожелавший сохранить анонимность. Он считает, что к середине следующего года эта земля будет полностью освоена. На голодном пайке Операторы топливного рынка говорят, что готовы расширять свои сети, но этому мешает отсутствие земли. Например, 'Несте' в этом году открыло только одну заправку, говорит технический директор 'Несте Санкт-Петербург' Вячеслав Савельев. 'Если бы была возможность, мы бы строили больше', - говорит он. В августе 'Несте' приобрела на торгах два участка, предложив за них около $730 000. 'Мы планировали построить не менее 10 [АЗС], но не смогли найти землю для них', - говорит руководитель петербургской 'дочки' одной из нефтяных компаний. Поэтому в этом году сеть расширилась всего на две заправки. По словам собеседника 'Ведомостей', у компании в запасе остался только один участок, который будет застроен в начале 2005 г. Он добавил, что компания собирается принять участие в аукционе, который администрация города обещает провести в этом году. Торги должны пройти в декабре. На них город собирается выставить 18 участков единым лотом, начальная цена лота составит $5,7 млн. Об этом в середине ноября заявил председатель КУГИ Игорь Метельский. Но из-за величины лота количество участников конкурса будет сильно ограничено, среди них будут в основном крупные нефтяные компании, предупреждает Ашихмин из 'Нефтяного клуба Санкт-Петербурга'. Он полагает, что цена за лот может вырасти до $10 млн. В администрации города обещают в ближайшее время подготовить к торгам еще 22 участка. По словам председателя комитета по строительству Евгения Яцышина, торги по ним могут пройти уже в начале будущего года. Купить у спекулянтов Дефицит участков земли под строительство АЗС уже привел к росту цен на вторичном рынке, говорят топливные операторы. Участники рынка утверждают, что сейчас предлагают участки по $400 000-600 000. Григоровский из 'Фаэтона' говорит, что еще год назад подобный участок можно было приобрести вдвое дешевле, но земельные спекулянты, ориентируясь на возникший дефицит, подняли цены. Для сравнения: при распределении земли через ИТК участок обходился в $100 000-150 000. Другой способ расширить сеть - купить действующие заправки. 'ЛУКОЙЛ' пошел именно по этому пути, увеличив свою сеть на несколько заправок, сказал менеджер 'ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукта', попросивший не указывать его имя в печати. 'Покупая готовую АЗС, одновременно приобретаешь сложившийся круг потребителей. А к новой заправке его еще необходимо привлечь', - говорит он. Одиночные заправки с устаревшим оборудованием продаются по цене от $500 000, сообщил менеджер московской топливной компании. Еще примерно столько же может потребовать реконструкция, говорит главный редактор информагентства 'АИ92' Елена Мельникова. Но при этом оператор экономит время, поскольку современные технологии позволяют проводить работы без остановки деятельности АЗС, добавляет она. Но вскоре операторы топливного рынка столкнутся и с другой проблемой. Рынок уже близок к насыщению, утверждает Ашихмин из 'Нефтяного клуба Санкт-Петербурга'. В городе может работать не более 350 АЗС, полагает он. Когда заправок станет больше, бизнес местных операторов станет нерентабельным и им придется уходить с рынка, продавая АЗС нефтяным компаниям, у которых благодаря собственной добыче и переработке рентабельность выше на 10-15%, говорит Ашихмин. С ним соглашается и замгендиректора ПТК Леонид Чурилов. ПТК намерена развивать свой бизнес в Ленинградской области и соседних регионах, где есть оживленные автомобильные трассы, добавил он. А 'Несте' уже ведет переговоры о получении земли в Ленобласти, сообщил Вячеслав Савельев. Вице-президент Московской топливной ассоциации Алексей Небольсин считает, что для насыщения розничного топливного рынка в Петербурге необходимо 350-400 АЗС. После этого, полагает он, операторы могут начать осваивать Ленинградскую область, где расположено сейчас около 250 заправок, причем примерно 100 из них контейнерные. В качестве примера Небольсин приводит Москву и Московскую область, где действует около 800 и 1000 АЗС соответственно. Елена Мельникова из 'АИ92' полагает, что уход в Ленобласть станет хорошим выходом для местных операторов. По ее словам, земля в области стоит до 10 раз дешевле и распределяется главами муниципальных образований, с которыми договориться гораздо легче, чем со Смольным. Справка По данным 'Нефтяного клуба Санкт-Петербурга', в Петербурге работает около 280 АЗС. По данным информагентства 'АИ92', Петербургская топливная компания занимает 29% рынка, 'Фаэтон' - 14%, 'Несте Санкт-Петербург' и 'Славнефть' - по 10%, 'ЛУКОЙЛ' - 9%, оставшиеся АЗС принадлежат более мелким операторам. Емкость рынка его участники оценивают в $400 млн в год.
Комментарии