Конфереция

Леонид Чурилов: 'Строительство АЗС ради строительства не имеет смысла'

Топливные компании Петербурга, входящие в Нефтяной клуб, первыми - еще два года назад - подняли вопрос о прозрачности выделения пятен под строительство автозаправочных станций. И даже привлекли к его решению антимонопольные органы. Они добились выделения пятен на конкурсной основе. Но лишь формально - торги не проводились длительное время. Теперь аукционы проходят. Однако система торгов не упорядочена, городская адресная программа размещения АЗС отсутствует, а на пятна претендуют нефтяные гиганты - подарив городскому бюджету немалые суммы, они рассчитывают получить алаверды в виде десятков участков для своих заправок. Питерские топливные компании оказались в непростой ситуации, но продолжают бороться за прозрачность строительного рынка. О проблемах, возникающих на пути инвесторов, основная деятельность которых не связана со строительством, рассказывает первый заместитель генерального директора Петербургской топливной компании Леонид Чурилов. Какая система выделения участков под строительство лучше для топливных фирм - целевое назначение или торги? На мой взгляд, торги. Они могут принести в бюджет минимум в 2-3 раза больше денег, чем при целевом выделении. Право строительства АЗС целевым назначением стоило в среднем $70 000-120 000, а на торгах такой же участок уходит за $400 000-1 млн. Для участников топливного рынка торги тоже лучше. Они дают возможность планировать бизнес. Все должно быть оптимально. В том числе и количество, и расположение заправок в городе. Вы ратовали за торги, однако они не проводятся: Нельзя сказать, что торгов нет вообще. Их пока мало. С приходом новой администрации шла перестройка аппарата, и процесс затянулся. Торги прошли в августе, сейчас готовятся еще 10 участков под АЗС. Мы боролись за торги, но они так и не стали единственной формой выделения земли под строительство. Готовится очень мало пакетов для проведения торгов по АЗС. Управление инвестиций, взявшее на себя эту обязанность, не успевает сделать много. Однако объявлены конкурсы на право формировать такие пакеты. Кроме 'Фаэтона', кажется, ни одна топливная компания не проявила к ним интереса. Почему? Не только 'Фаэтон'. Shell брался за подготовку документов по 12 участкам. На мой взгляд, топливные компании не должны готовить документы к проведению торгов. Это дело Управления инвестиций и специализированных фирм. Например, 'Петроинжиниринг' взялся за несколько участков и, думаю, доведет их до торгов. А наше дело - торговать топливом. Сапожник должен тачать сапоги. Конечно, у многих крупных компаний - и у нас в том числе - есть собственные строительные и проектные подразделения. Но, например, у нас они проектируют, строят и реконструируют только АЗС - около 20 в год. А есть еще нефтебазы, офисы и т.д. И взваливать на них подготовку документов к торгам мы не видим смысла. До сих пор нет ни городской адресной программы размещения АЗС, ни понятия о том, сколько их Петербургу нужно. Насколько нам известно, у Нефтяного клуба на сей счет есть свои соображения. В Управление инвестиций подано 460 заявок от топливных компаний на строительство АЗС. Участков, на которых заправки можно строить, сегодня 50-60. Земли нет даже под автомойки, не то что под заправки. Нефтяной клуб выходил с предложением за свой счет разработать методику размещения АЗС в городе. И подготовил ее. Но ее даже не рассматривали. А это могло бы стать первым шагом к созданию перспективной схемы размещения заправок в Петербурге. Это цивилизованный путь развития рынка. Но нам сказали: заправки - слишком мелко для города. Это про бизнес с годовым оборотом в десятки миллионов долларов, от которого зависит энергетическая безопасность города. А ведь для нас важно, чтобы заранее было ясно: ни через год, ни через три рядом с твоей заправкой не появится АЗС другого оператора: ни одна топливная компания не хочет получить конкурента в сотне метров от заправки, в которую вложены миллионы долларов. Как вы относитесь к идее городской администрации выставлять на торги единым лотом сразу с десяток участков под АЗС? Смогут ли местные компании участвовать в конкурсе? Думаю, это не совсем эффективное решение. Во-первых, бюджет получит меньше денег - это очевидно, поскольку участвовать в торгах за такой лот смогут далеко не все компании. В городе 3-4 фирмы способны купить по десятку пятен, если их выставят единым лотом, но не 40. Против и большинство операторов. Думаю, что это ограничивает конкурентную среду на рынке. Кроме того, продажа участков 'в розницу' экономически более выгодна. Не секрет, что на 40 участков претендует 'ЛУКойл'. О своем намерении основательно закрепиться в Петербурге эта компания заявляла неоднократно. Если она все-таки придет, как это может сказаться на рынке? Российский опыт показывает: когда крупная нефтяная компания получает доминирующее положение на рынке, начинается демпинг с целью 'дожать' рынок, разорив слабых игроков. И после того как фирма устанавливает контроль за рынком, она начинает получать прибыль. Чем выше цены, тем больше доход. На слабоконкурентном рынке сдерживать рост цен некому. Строительство новых АЗС - это обязательное условие развития компании? Нужна ли в этом случае собственная адресная программа? Безусловно, развиваться нужно. Но строить - не самоцель. ПТК, например, важно равномерно разместить заправки по всему городу, так как мы ориентированы на корпоративного клиента. Есть те, кто придерживается аналогичной политики. Есть другие, которым важны высокодоходные места. Равномерность сети их не интересует. Такие компании будут строить, пока остаются соответствующие пятна. Как может городская администрация регулировать вопросы создания АЗС, чтобы ненароком бизнес не порушить? За год в Петербурге количество единиц автотранспорта выросло на 5,1%, а число АЗС - на 10%. Существующие заправки вполне удовлетворяют спрос на топливо: очередей нет. Строительство дополнительных АЗС ради самого строительства не имеет смысла: общий объем проданного топлива не будет расти, а распределится на большее число заправок. То есть увеличение числа АЗС не означает увеличения налоговых поступлений в бюджет. А значит, государству выгоды нет. Вообще сейчас на топливном рынке интересная тенденция. Идет не удовлетворение потребителей, а удовлетворение потребностей топливников в строительстве. Кроме того, АЗС - объект повышенной опасности. Зачем городу лишние 'горячие точки'? В большой степени нас волнует проблема качества топлива. Контролирующие органы любят проверять 300 городских АЗС, а не нефтяные склады, с которых топливо попадает в розницу. Вопрос торгов и налогообложения власть отладила. Пора браться за качество товара.
Комментарии