Конфереция

'ЛУКОЙЛ' предложил обложить акцизом сырье для некачественного топлива

'ЛУКОЙЛ' решил помочь правительству остановить рост цен на бензин. Вице-президент компании Леонид Федун предложил обложить акцизом прямогонный бензин, из которого производится все подпольное топливо. Борьба с 'паленым' бензином - дело благородное, но цены от этого скорее всего вырастут, считают эксперты. В течение двух-трех недель 'ЛУКОЙЛ' готов представить в правительство 'механизм приостановки цен на нефтепродукты', заявил вчера Федун, которого цитирует 'Интерфакс'. Суть предложения - ввести акциз на прямогонный бензин, на который сейчас установлена нулевая ставка. 'Из прямогонного бензина производится огромное количество суррогатного топлива', - объясняет сотрудник компании 'ЛУКОЙЛ'. По мнению нефтяника, это стало возможным потому, что прямогонный бензин не облагается акцизом, но из него можно легко изготовить обычный бензин прямо на нефтебазе. Такой бензин, естественно, дешевле. 'В результате на розничном рынке возникают демпинговые цены, а мы страдаем от недобросовестной конкуренции', - заключает нефтяник. Поэтому компания считает правильным приравнять ставку акциза на прямогонный бензин к самой высокой ставке на высокооктановый бензин (в 2004 г. - 3360 руб. за тонну). А чтобы не пострадала нефтехимия, для которой 'прямогонка' - основное сырье, 'ЛУКОЙЛ' предлагает затем возвращать или зачитывать акциз предприятиям нефтехимии. 'Это очень разумное решение, мы и сами не раз его предлагали', - говорит гендиректор сети АЗС 'Гранд' и одновременно вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Он напоминает, что правительство с 2003 г. сделало прямогонный бензин подакцизным товаром, установив на него нулевую ставку, с одной-единственной целью - знать, сколько его производят заводы. Но прямогонный бензин по-прежнему производится и обращается бесконтрольно, потому что за его неправильный учет не полагается никаких санкций. 'Из-за этого на рынке по-прежнему полно подпольного некачественного топлива', - констатирует Аркуша. 'Это предложение вряд ли будет принято', - говорит на условиях анонимности чиновник правительства. По его словам, 'ЛУКОЙЛ' не первый, кто выступает с этой идеей. Но каждый раз ее обсуждение упиралось в то, что не существует надежного механизма зачета, который бы не приводил к удорожанию нефтехимического производства. 'Теоретически такой механизм разработать можно', - добавляет председатель экспертного совета по налогам при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов. Но, по его мнению, введение ставки на прямогонный бензин еще больше усугубит все недостатки действующей системы уплаты акциза на нефтепродукты и 'окончательно запутает всю систему'. 'Если акциз будет взиматься, это создаст много дополнительных проблем с его администрированием', - соглашается высокопоставленный сотрудник 'ЮКОСа'. А вот к снижению цен на бензин идея Федуна вряд ли приведет. 'Бензин скорее подорожает', - полагает Орлов. Поскольку продавец 'прямогонки' не всегда сможет своевременно получать возмещение из бюджета, связанные с этим потери он будет закладывать в цену. 'Не понимаю, как акциз на прямогонный бензин поможет ограничить цены на топливо', - соглашается Аркуша. 'Возможно, "ЛУКОЙЛ" рассчитывает, что под лозунгом борьбы с ценами можно продвинуть свою идею, - рассуждает Орлов. - Тогда лучше было бы увязать тему акциза с мировым терроризмом'.
Комментарии