Но Счетная палата предлагает поменять правила их сбора.
Регионам не хватает денег на дороги из-за новой системы сбора и распределения акцизов на нефтепродукты, выяснили аудиторы Счетной палаты. Они предлагают сделать плательщиками акциза нефтеперерабатывающие заводы. Чиновники говорят, что схема фактически так и работает, а делить деньги между регионами более справедливо невозможно.
В распоряжении 'Ведомостей' оказался отчет Счетной палаты о состоянии дел со сбором и уплатой акцизов на нефтепродукты. Аудиторы изучили данные за 2003 г. и первую половину 2004 г. и пришли к выводу, что порядок исчисления и уплаты акцизов 'негативно повлиял на финансирование дорожного хозяйства и развитие собственной налоговой базы ряда регионов'.
С 1 января 2003 г. акциз на нефтепродукты уплачивают не нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а каждый перепродавец топлива - от завода до потребителя. Затем налог зачитывается всем, кроме конечного продавца. С 2004 г. центр получает 40% собранного акциза, территории оставляют себе 10%, и еще 50% перераспределяется между ними через казначейство, в основном в зависимости от количества зарегистрированных автомобилей. Учитывается также длина дорог.
Эта схема, надеялись чиновники, компенсирует региональным дорожным фондам потери от отмены с 2003 г. дорожного налога. Однако большая часть акцизов сейчас попадает самым 'автомобилизированным' территориям - Москве и Санкт-Петербургу, констатируют аудиторы. План по сбору акциза на 2004 г. - 105,1 млрд руб., из которых 63 млрд руб. поступит в бюджеты территорий. Но доля, которую, например, получит Самарская область, компенсирует ей всего 15% выпавших от отмены дорожного налога доходов. А Нижегородская область, констатируется в отчете СП, за два года сократила объем строительства и реконструкции дорог на 60%. 'Денег хватает только на содержание дорог, о строительстве новых не может быть и речи', - сетует министр финансов Республики Коми Александр Захаров. 'Схема [распределения акцизов] ориентирует регионы не на развитие сети автомобильных дорог, а на увеличение количества автомобилей', - отмечает аудитор СП Владимир Пансков.
Более справедливой системы распределения доходов от акциза аудиторы не придумали. Зато они предлагают сделать плательщиком налога НПЗ, а не 'конечных продавцов'. Дело в том, что сейчас таким продавцом становится любой, кто продал топливо лицу, не имеющему свидетельства на право совершать операции с нефтепродуктами. При этом закон не обязывает операторов получать свидетельство, и нефтяная компания, в которую входят и НПЗ, и оптовики, и АЗС, фактически может выбрать регион уплаты акциза. Так, по данным Счетной палаты, уплачивали акцизы непосредственно с НПЗ 'ЛУКОЙЛ', 'Сибнефть' и 'ЮКОС'. Проверить честность нефтяников в этом случае сложно: НПЗ, как правило, 'не сдают налоговые декларации по акцизам на произведенные ими нефтепродукты и контроль за ними значительно затруднен', пишут в отчете аудиторы.
'Новая система несовершенна, но она работает, - защищается чиновник Минфина. - Нельзя каждый год менять налоговое законодательство'. 'Пока', по словам сотрудника финансового ведомства, 'все останется по-прежнему'. Эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин согласен с этой логикой. 'Акциз на практике по-прежнему платят НПЗ, поэтому централизованное распределение между регионами - это один из немногих возможных вариантов [поделить между ними деньги]', - считает он. Признают это и в регионах. 'Улучшить действующую формулу распределения невозможно', - убежден чиновник администрации Санкт-Петербурга.