Конфереция

'Транснефть' не мелочится

Доставка тонны нефти в Находку может стоить $47. 'Транснефть' подсчитала, сколько будет стоить транспортировка нефти по Восточному трубопроводу Тайшет - Находка. Перекачка тонны сырья обойдется примерно в $47 - в три раза выше нынешних тарифов 'Транснефти'. Нефтяники отмечают, что потянут такой тариф только при высоких ценах на нефть. Впрочем, у 'Транснефти' может появиться конкурент. 'Российские железные дороги' (РЖД) готовы возить нефть на этом направлении по $40 за тонну. К декабрю правительство обещало определиться с маршрутом Восточного проекта. А тем временем 'Транснефть' назвала цену, которую нефтяникам придется заплатить за прокачку нефти по будущей трубе. Расчеты по Восточному нефтепроводу основывались на тарифе в $47 за тонну, передало со ссылкой на президента 'Транснефти' Семена Вайнштока агентство 'Интерфакс'. А после того как 'Транснефть' расплатится с привлеченными на проект кредитами, тариф может снизиться как минимум в 2 раза, сказал Вайншток. Вице-президент монополии Сергей Григорьев пояснил, что $47 - предельный тариф, на который ориентировалась монополия. 'Мы обратились к нефтяникам и попросили посчитать, какой максимальный тариф может их устроить при цене нефти $25 за баррель, и нам назвали эту цифру', - пояснил он. Григорьев утверждает, что тариф может быть ниже: 'Все будет зависеть от цены проекта, сроков его окупаемости и объемов прокачки'. Но нефтяники опасаются, что труба не заполнится и платить придется больше. 'На первом этапе труба точно не будет полностью заполнена, и тариф будет еще примерно на 50% выше', - полагает сотрудник одной из крупнейших нефтяных компаний. Его коллега из другой компании отмечает, что при цене нефти $25 за баррель при таком тарифе рентабельность поставок на экспорт будет сравнима с внутренними. Впрочем, оба они считают, что трубопровод необходим. А сотрудник третьей нефтяной компании называет проект 'пустой затеей': 'Там нет нефти на такие объемы, и, прежде чем обсуждать тарифы, надо получить гарантии прокачки'. Он поясняет, что налоговая система и дело 'ЮКОСа' не стимулируют компании увеличивать добычу, а месторождения, на которые рассчитана труба, еще не разведаны. 'Чиновникам надо десять раз подумать о том, стоит ли строить эту трубу', - резюмирует он. Чиновник Минэкономразвития говорит, что его министерство анализирует и альтернативные варианты. Так, РЖД предлагает транспортировать нефть по этому маршруту через БАМ и Транссибирскую магистраль и может снизить тариф в полтора раза до $40 за тонну при росте объемов перевозок. Правда, он отмечает, что, по расчетам 'Транснефти', средний тариф из Тайшета в Перевозную по трубе будет порядка $38 за тонну. Представитель РЖД подтверждает, что его компания готова снизить тарифы на дальневосточном направлении примерно до $40 уже с января. Но ключевым условием для этого должно стать решение правительства о дерегулировании тарифов на железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов. Эксперты считают тариф в $47 высоким, но приемлемым для нефтяников. 'Это примерно в три раза выше среднего по системе, - констатирует аналитик "Атона" Дмитрий Лукашов. - Но труба выгоднее железной дороги, ведь там придется платить еще и за перевалку'. Эксперт ARGUS Александр Ершов добавляет, что 'при нынешних ценах на нефть желающие транспортировать сырье за $47 за тонну найдутся, но если цены будут снижаться, то и маршрут станет менее выгодным'. А перевозка тонны нефти по железной дороге в этом направлении, по оценке Ершова, при нынешних тарифах обошлась бы порядка $60. 'Это нерентабельно или на грани рентабельности, - говорит он. - Но при значительных объемах и решении правительства РЖД сможет предоставить спецставку'. НЕ ТОЛЬКО НЕФТЬ 'Транснефть' рассматривает возможность использования мощностей в порту Приморск (конечный пункт Балтийской трубопроводной системы) для экспорта светлых нефтепродуктов, сообщил президент 'Транснефти' Семен Вайншток. 'Я поручил проектному институту разработать эту идею', - цитирует его слова 'Интерфакс'.
Комментарии