Резервы ЦБ выросли на $14,5 млрд за четыре недели.
Резервы Центробанка растут с запредельной скоростью, превосходящей все ожидания. Меньше чем за месяц они увеличились на $14,5 млрд и к 5 ноября достигли $112,8 млрд. Впрочем, эксперты рассчитывают, что валютное наводнение скоро кончится.
Как сообщил вчера ЦБ, за неделю с 29 октября по 5 ноября золотовалютные резервы выросли на $5,5 млрд, а за четыре недели с 8 октября - на $14,5 млрд. Для сравнения: за весь 2000 г., который был очень благополучным для основных поставщиков валюты в Россию - нефтяников, резервы увеличились 'всего' на $15,5 млрд.
Еще в августе только самые дерзкие аналитики предсказывали, что к концу года резервы пробьют планку в $110 млрд. В сентябре первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев установил ее на отметке $100 млрд. Правда, позавчера Улюкаев был вынужден повысить прогноз до $110-120 млрд.
Впрочем, это повышение может оказаться не последним. На стремительный рост резервов работает сразу несколько факторов, находящихся вне контроля ЦБ, указывают экономисты.
Благодаря экстремально высоким ценам на нефть бьет все рекорды валютная выручка российских экспортеров. Два месяца подряд - в августе и сентябре - профицит торгового баланса превышает $8 млрд, хотя еще недавно экспорт превышал импорт лишь на $6 млрд, напоминает главный экономист компании 'Тройка Диалог' Евгений Гавриленков.
К тому же осенью российские компании и банки возобновили активное привлечение денег из-за границы. По оценке главного экономиста Объединенной финансовой группы Ярослава Лисоволика, в сентябре они получили от иностранных кредиторов $3 млрд, а в октябре - около $1,5 млрд.
В октябре дополнительной головной болью для Центробанка стало быстрое укрепление номинального курса рубля, который с 12 октября вырос на 1,6%. Подорожание национальной валюты подтолкнуло экспортеров, летом придерживавших валютную выручку на зарубежных счетах, к тому, чтобы как можно скорее избавиться от дешевеющих долларов, говорит Оксана Осипова из Центра развития.
Сами экспортеры говорят, что вынуждены увеличивать продажу валюты из-за роста издержек внутри страны. 'В августе и октябре существенно повышались пошлины на экспорт нефти, которые компании платят в рублях, поэтому и объемы продажи валютной выручки возросли', - говорит сотрудник нефтяной компании из первой пятерки. 'Растут зарплата, тарифы на услуги естественных монополий, и одновременно укрепляется рубль, - объясняет финансист крупного металлургического холдинга. - Компаниям приходится продавать больше валюты, чтобы покрыть издержки'.
Активно избавляются от долларов не только экспортеры, но и банки, добавляет Олег Солнцев из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. По его мнению, банкиры пытаются заработать на изменении курсовой политики ЦБ. 'С начала осени банки перевели несколько миллиардов долларов из валютных активов в рублевые, - отмечает руководитель банковского направления Moody's Interfax Михаил Матовников. - В первом полугодии они действовали наоборот'. 'На рынке много игроков, которые в сложившейся ситуации перекладываются в рубли', - говорит президент банка 'Авангард' Кирилл Миновалов. По его оценке, вклад спекулянтов в осенний прирост резервов - около $5 млрд. В ситуации, когда не ясно, как будет меняться курс рубля, Внешторгбанк стремится к тому, чтобы баланс валютных активов и пассивов был близок к нулю, уточняет первый зампред правления ВТБ Вадим Левин.
Впрочем, аналитики полагают, что самые горячие деньки на валютном рынке уже миновали. По оценке Владислава Орешкина из финансовой группы 'Держава', до конца года валютные резервы вырастут от силы на $5 млрд. 'Сейчас последние дни бурного роста - банки и компании заканчивают переброс средств из валюты в рубли, а сам по себе торговый профицит не может давать такого прироста резервов, какой наблюдался в октябре', - полагает Солнцев. Правда, Гавриленков считает, что к концу года объем резервов может превысить $120 млрд.