Конфереция

ФАС пытается бороться с высокими ценами на бензин

'У нас в руках соломенная шпага'. В среду глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев назвал главную причину замедления экономического роста в России. Это высокие цены на бензин, которые опережают в этом году инфляцию. А виноваты в этом не чиновники ФАС и не правительство, а нефтяные монополисты. По данным ФАС, сговоры нефтетрейдеров существуют в 2/3 российских регионов. И 20% стоимости каждого литра бензина - их 'заслуга'. Правительство пять раз за последние три месяца пыталось решить эту проблему, отметил Артемьев. Но безуспешно. Вчера на правительственном часе в Думе глава ФАС Игорь Артемьев наконец-то назвал истинных виновников повышения цен на бензин. Оказывается, виноваты приватизаторы начала 90-х годов. 'Во время приватизации нефтяной отрасли были допущены серьезные ошибки, которые и привели к созданию 7 вертикально-интегрированных нефтяных компаний, монополизировавших сейчас рынок', - заявил Артемьев. В результате этого, по его словам, "олигопольные рынки мы имеем в 2/3 российских регионов", и на этих региональных рынках цены на бензин 'фактически диктуют одна-две компании'. "Но все равно это - рынок", - сказал Артемьев, добавив, что здесь тарифы по примеру электроэнергетики или газовой сферы устанавливать 'вредно'. Из-за сговоров монополистов, по словам Артемьева, цены на бензин выросли на 20%. Остальные 80% роста приходятся на внешний фактор - рост общемировых цен на нефть. Любопытно, что в аналитической записке от 6 октября 2004 года на имя Михаила Фрадкова ФАС отводила монопольным сговорам на региональных рынках последнее место. Главными факторами роста цен на бензин в этом документе назывались макроэкономические и структурные факторы. Впрочем, похоже, и этот документ к серьезным сдвигам не привел. А Артемьев все равно работой правительства очень доволен. 'Так активно ценами на бензин прошлое правительство не занималось', - заявил глава ФАС. Отвечая на вопрос депутатов, почему же тогда так долго нынешний кабинет 'разбирается' с монополистами, Артемьев сказал, что за последние 3 месяца кабинет министров рассматривал эти вопросы уже 5 раз и 'были даны соответствующие поручения, а все ведомства работают'. О том, когда можно ожидать эффекта от активной работы чиновников, Артемьев, правда, не упомянул. Сам он, впрочем, признал, что первое дело по фактам картельного сговора было возбуждено только 4 месяца назад. 'Но у нас в руках соломенная шпага', - попытался оправдаться руководитель ФАС. И посетовал, что действующее законодательство "просто не может серьезно повлиять на ситуацию и препятствовать нарушениям". По данным ФАС, нынешние штрафы за нарушение антимонопольного законодательства составляют максимум $16.5 тыс., в то время как в Европе за аналогичные нарушения компании штрафуют на $100-400 млн. и квалифицируют сговоры как мошенничество в особо крупных размерах. Поправить ситуацию должен, по мнению Артемьева, новый закон о конкуренции, который разработан антимонопольным ведомством и будет рассмотрен правительством 25 ноября. Новый закон вводит шкалу так называемых 'оборотных' штрафов: 2% годового оборота компании - за злоупотребление доминирующим положением и 4% - за создание картеля. По расчетам Артемьева, этот законопроект поступит в Госдуму в конце января 2005 года и будет, по словам председателя нижней палаты парламента Бориса Грызлова, поддержан депутатами. Впрочем, наиболее действенные меры для снижения цен на бензин в новый закон не войдут. Их антимонопольное ведомство предлагает правительству рассматривать и принимать отдельно. В частности, речь идет о создании биржи по торговле нефтепродуктами, а также о создании нефтяных резервов для внутренних интервенций осенью и весной - в период пиков цен на бензин. Влиять на бензиновые цены нужно в первую очередь общеэкономическими мерами - изменяя систему налогообложения, в частности экспортные пошлины на нефть и налоги на добычу полезных ископаемых (НДПИ), считает Игорь Артемьев. Тут его поддержал глава комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. По его словам, очередное повышение ставок по НДПИ с 1 января 2005 года неминуемо приведет к очередному повышению цен на бензин. Напомним, что рост цен на бензин с начала года, по разным оценкам, составил от 24 до 40%. По данным Росстата, только с 19 по 31 октября цены выросли на 1%. "Сибнефть" оштрафовали на 18 млн. рублей Комиссия управления ФАС по Омской области оштрафовала "Сибнефть" за нарушение закона о конкуренции. "Рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении ОАО "Сибнефть" по признакам применения монопольно высоких цен, комиссия решила признать действия компании нарушающими закон", - сообщил руководитель областного управления ФАС Сергей Суменков. ФАС сочла, что "Сибнефть" поставляла дизельное топливо в Омскую область по ценам, превышающим оптовые цены в Новосибирской области. Теперь "Сибнефть" должна перечислить в федеральный бюджет 18 млн. рублей. Это тот дополнительный доход, которая компания получила, повысив цены. ФАС бессильна против водки Федеральная антимонопольная служба давно пытается запретить телерекламу водки под видом безобидных товаров - конфет "Флагман", питьевой воды "Гжелка" или книги "Смирнов". Вчера глава службы Игорь Артемьев, выступая в Госдуме, сообщил, что ФАС совместно с Министерством экономического развития и торговли наконец подготовила поправки в рекламное законодательство. Однако никаких реальных инструментов с появлением этих поправок у чиновников не появится. Как заявил сам Артемьев, с юридической точки зрения, трудно бороться с таким явлением, когда под видом рекламы питьевой воды рекламируется водка. Единственный способ - проводить социологические исследования. Если большинство опрошенных потребителей согласятся с тем, что реклама, к примеру, маринованных перцев Nemiroff ассоциируется у них с водкой, ФАС будет принимать меры. Чиновники предлагают существенно повысить штрафы за замещающую рекламу, вплоть до изъятия лицензии и дисквалификации руководителей. ФАС уже возбудила два подобных дела. Это реклама лимонада Hooch производства компании "Мега-Пак" и телереклама конфет "Флагман", которые продвигает производитель одноименной водки - компания PBBK. Кроме этого, РВВК и Diageo рекламировали на щитах слабоалкогольные коктейли "Флагман" и Johnny Walker, а петербургская "Веда" и ТПГ "Кристалл" - воду под именем своих водок "Вальс-бостон" и "Гжелка". По данным Госкомстата, внутреннее производство крепкого алкоголя в прошлом году превысило 135 млн. декалитров на сумму около $3 млрд. А возможные штрафы за нарушения рекламного законодательства составляют 400-500 МРОТ и зачастую включаются в бюджеты рекламных кампаний.
Комментарии