Конфереция

Участки под терминалы могут быть отданы по 'целевке'

Правительство Ленинградской области на протяжении последних восьми лет мечтало о потоке инвестиций в экономику региона, связанном со строительством портовых терминалов в Усть-Луге. И, похоже, дождалось. Первыми готовность вложить сотни миллионов долларов в развитие портовых терминалов выразили российские нефтяные компании. Однако теперь для всех желающих построить терминал на берегу Финского залива уже не хватает места. Сбылась мечта экс-губернатора Развитие портовой инфраструктуры в Лужской губе Финского залива началось еще в 1996 году по инициативе тогдашнего губернатора Ленинградской области Вадима Густова. Густов лоббировал этот проект на всех уровнях власти, даже перейдя в конце 1998 года в правительство Евгения Примакова. На прокладку необходимой для нефтяников инфраструктуры в Лужской губе ушло почти шесть лет, и первым реальным шагом в привлекательности Усть-Луги для игроков топливного рынка стало открытие в декабре 2002 года нефтяного терминала в Приморске. Вторым шагом для усиления интереса инвесторов к строительству нефтяных терминалов в Лужской губе стало намерение возвести в ней свой терминал компании 'ТНК-ВР'. Компании придется за свой счет построить в Усть-Луге всю необходимую инфраструктуру - железную дорогу, линии электропередач, теплотрассу и так далее. Возможность прийти на уже готовый участок, а не на голый берег Финского залива и стала сегодня главной причиной популярности Лужской губы у операторов портового бизнеса. 'Теперь многим стало интересно продавать нефть' По словам главы Нефтяной инспекции ФГУП 'Балтгосэнергонадзор' Василия Смеречука, сегодня наблюдается резкий рост интереса игроков топливного рынка к нефтехранилищам в Ленинградской области объемом больше 1000 кубических метров. 'Сегодня целый ряд компаний, в основном московских, ведут переговоры о покупке или аренде мощностей бывших советских заводов, - заявил Смеречук, - К сожалению, большинство тех, кто приходит на петербургский рынок с нефтяными проектами, практически не имеют опыта работы на этом рынке'. Причину интереса 'сторонних' бизнесменов к топливному рынку Ленинградской области в инспекции объясняют тем, что в Усть-Лугу пришли деньги крупных игроков нефтяного рынка. Например, НК 'Лукойл' заканчивает строительство нефтяного терминала в Высоцке с мощностью перевалки от 10 до 12 млн тонн. Мощности действующего в порту Приморск терминала, открытого два года назад, возросли за это время 12 млн до 28 млн тонн нефти в год . К концу 2006 года мощности перевалки терминала в Приморске должны достигнуть 62 млн тонн нефти в год. 'Теперь многим стало интересно продавать нефть на Запад, поскольку первая очередь проекта 'Балтийская трубопроводная система' уже построена. Поэтому перспектива развития ситуации зависит от того, удастся ли от двух уже существующих нефтепроводов в Приморск сделать ответвление в сторону Усть-Луги, в бухту Батарейная. Тогда от инвесторов вообще не будет отбоя', - считает Василий Смеречук. При этом глава 'Сургутнефтегаза' Владимир Богданов на прошлой неделе официально подтвердил готовность его компании вложить в строительство нефтяного терминала в бухте Батарейная 280 млн долларов. До 2005 года, по информации главы Нефтяной инспекции, в области появится 2-3 новых нефтехранилища, построенных крупными нефтетрейдерами. Те компании, которые не в состоянии самостоятельно построить нефтехранилище, будут арендовать резервуары у предприятий местного ВПК, практически каждое из которых в советское время было оборудовано объемным хранилищем для топлива. Как создают ажиотаж Однако для всех желающих построить терминал перед 'окном в Европу' нефтяников места может не хватить. В разрабатываемой по заказу руководства Ленобласти схеме размещения терминалов в Лужской губе нефтяным портам отводится всего три-четыре участка. При этом количество претендентов на Лужскую губу в два раза больше. Если ранее администрация Ленобласти обещала инвесторам удовлетворить все заявки, то теперь заявила о желании провести среди инвесторов конкурс. На территории береговой полосы длиной 10-12 км будут выделены участки под строительство 12 терминалов - нефтяных, газовых, угольных, а также для сухих и прочих грузов. По информации 'Аи92', таких участков может быть не более четырех. Два из них уже фактически закреплены за ТНК-ВР и ООО "Северо-Западный альянс". Обе компании в этом году получили разрешение на проведение изыскательских работ. В итоге вакантными остались лишь два участка, на которые претендуют испанская компания Euroenergy, российское ООО "Лугойл" и немецкая Oiltanking Deutschland GmbH. По словам вице-губернатора Ленобласти Григория Дваса, в связи с тем, что желающих больше, чем мест, оставшиеся участки будут распределяться по конкурсу. "Претендент должен обладать собственной ресурсной базой для перевалки грузов и необходимыми для реализации проекта финансовыми ресурсами", - заявил Двас. По мнению экспертов, места будут распределяться так называемым целевым назначением. "Я думаю, что участки точно не будут продаваться. Решения будут приниматься исходя из неких государственных интересов, а не предлагаемых сумм, - заявил 'Аи92' один из экспертов топливного рынка. - Если интерес к Лужской губе проявит государственная компания "Транснефть", она вряд ли захочет участвовать в конкурсе и тратить на него деньги". Поэтому нынешний ажиотаж как вокруг участков в Лужской губе, так и вокруг нефтехранилищ эксперты объясняют тем, что ряд московских компаний-претендентов просто решили сыграть на росте стоимости земли и терминалов и получить ее с целью дальнейшей перепродажи крупным нефтяным компаниям.
Комментарии