Конфереция

Никто не хотел в Китай

Транснефти' не удается найти замену 'ЮКОСу'. Правительство придумало, как обеспечить поставки топлива в Китай, невзирая на проблемы в 'ЮКОСе'. Чиновники попросили 'Транснефть' поставлять в этот регион 'юкосовскую' нефть, которую опальная компания отдает в счет оплаты транспортных услуг монополии. Но желающих торговать этим сырьем пока не нашлось. Из-за ареста счетов у 'ЮКОСа' возникли проблемы с платежами за транспортировку собственной нефти. В сентябре компания договорилась с 'Транснефтью' о том, что будет рассчитываться с ней за прокачку собственной нефтью. В месяц за свои услуги 'Транснефть' собиралась забирать порядка 400 000 т нефти 'ЮКОСа' по внутрироссийским ценам. Президент 'Транснефти' Семен Вайншток заявлял тогда, что эта нефть будет продаваться на внутреннем рынке. Как выяснилось, теперь 'Транснефть' планирует поставлять эту нефть в Китай. 'Мне хочется продать ее в Китай, члены правления компании поддержали эту инициативу', - цитирует Вайнштока 'Интерфакс'. Он не сказал, почему было принято такое решение, а в компании не стали комментировать слова Вайнштока. Но чиновник одного из профильных министерств пояснил 'Ведомостям', что решение о поставках нефти в Китай 'Транснефти' 'было рекомендовано правительством для решения проблемы поставок нефти в Китай'. 'Правительству было логично подсказать "Транснефти" такое решение', - уверен аналитик 'Тройки Диалог' Валерий Нестеров. Он отмечает, что у России с Китаем подписано межправительственное соглашение о поставках нефти, которое не исполняется из-за прекращения поставок 'ЮКОСа'. А 'дочка' CNPC - PetroChina уже заявляла о намерении требовать компенсации убытков. По словам Нестерова, 400 000 т нефти в месяц, которую 'Транснефть' может поставить в Китай, решат эту проблему: 'До конца года недопоставки оцениваются примерно в 1 млн т'. Чиновник администрации президента одобрил выбор 'Транснефти', сказав, что 'он решит сразу несколько проблем'. Об этом же говорили и чиновники Минэкономразвития и Минпромэнерго. Но у монополии возникли проблемы с реализацией нефти 'ЮКОСа'. Сама 'Транснефть' не может торговать ею, так как является монополией, и должна привлечь посредника. Компания попросила Федеральное агентство по энергетике помочь ей в выборе трейдера. Вчера руководитель ФАЭ Сергей Оганесян сказал, что его ведомство провело переговоры с несколькими трейдерами и рекомендовало 'Транснефти' одного из них. Его названия он не раскрыл, но другой чиновник агентства признался, что это был швейцарский трейдер Glencore. 'Из всех, с кем мы провели переговоры, только они согласились', - признался чиновник. Но Вайншток сказал, что в конечном итоге и эта компания отказалась от нефти 'ЮКОСа', так как посчитала эти поставки невыгодными. Менеджеры Glencore вчера не были доступны для комментариев. Специалист одной из крупных нефтяных компаний объясняет отказы трейдеров поставлять нефть нежеланием 'ввязываться в дело 'ЮКОСа'. 'Никто не хочет пачкаться - и правильно делает', - говорит он. Источник в 'Роснефти' сказал, что его компания не стала принимать предложение 'Транснефти', так как 'осуществление таких поставок невыгодно с точки зрения логистики'. Нестеров из 'Тройки Диалог' говорит, что трейдерам невыгодно соглашаться на временные поставки нефти в Китай: 'Ситуация с "ЮКОСом" продлится недолго, да и Китай не сулит большой прибыли'. В 'ЮКОСе' от комментариев отказались. ШВЕДЫ ГРОЗЯТ ГРЕФУ Шведские инвестфонды, потерявшие деньги из-за дела 'ЮКОСа', намерены отстаивать свои права в международных судах. Об этом посол Швеции в России Свен Хирдман сообщил в официальном письме главе Минэкономразвития Герману Грефу. В письме отмечается, что объем шведских инвестиций в Россию составляет $3 млрд и часть этих денег была вложена в акции 'ЮКОСа'. При этом шведские фонды инвестировали свои средства в 'ЮКОС', 'основываясь на понимании российской правовой системы, состоятельность которой сейчас ставится под сомнение'. В конце письма посол заключает, что 'единственный выход для многих инвесторов заключается в том, чтобы компенсировать свои убытки через международные суды'. Против кого будут поданы иски, в письме не уточняется. Летом этого года иностранные акционеры 'ЮКОСа' уже направляли письмо Владимиру Путину с просьбой разобраться в ситуации вокруг компании. В их числе были и шведские инвесторы - Janus Capital, East Capital, Prosperity Capital, Robur AB, Hagstromer & Qviberg Funder.
Комментарии