Построить экспортный нефтепровод.
'Транснефть' готова расстаться со статусом монопольного владельца магистральных нефтепроводов в России. Но это вовсе не значит, что своей трубой могут обзавестись все желающие. Пока 'Транснефть' готова посодействовать в этом лишь 'Роснефти', которая строит экспортный нефтепровод Ванкор - Диксон в Красноярском крае.
Вчера Вайншток посетовал журналистам, что 'Транснефть' вовлечена в большое количество крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство БТС, подготовка сооружения трубопроводов на Дальнем Востоке и в мурманском направлении. Поэтому монополия не имеет возможности браться за какие-то иные проекты. Но и препятствовать некоторым из проектов нефтяников Вайншток не собирается. Он упомянул, что 'Роснефть' планирует построить новый нефтеэкспортный нефтепровод с Ванкорского месторождения в порт Диксон на Таймыре, а также морской терминал. 'Плохо, что это делается без нас, но мы не намерены препятствовать', - отметил глава 'Транснефти'. Более того, он добавил, что монополия окажет посильную техническую помощь 'Роснефти', о чем уже есть предварительная договоренность с ее президентом Сергеем Богданчиковым.
Как рассказали 'Ведомостям' в 'Роснефти', в Восточной Сибири 'дочкам' компании принадлежат лицензии на Ванкорское и Северо-Ванкорское месторождения. Извлекаемые запасы первого составляют 125 млн т нефти и 79 млрд куб. м газа, стоимость его разработки - около $2,3 млрд. Запасы Северо-Ванкорского участка оцениваются в 37 млн т нефти. Уже первые пробуренные на этих месторождениях скважины показали необычно высокую для России продуктивность - около 500 т в сутки с одной скважины, тогда как в среднем этот показатель составляет в Западной Сибири 15-20 т.
В 2008 г. в этом регионе 'Роснефть' планирует довести добычу до 6 млн т в год. К этому времени должны быть построены нефтепровод и терминал пропускной способностью около 18 млн т нефти в год. Это достаточно крупный проект по меркам не только 'Роснефти', но и самой 'Транснефти' - по своей мощности эта система будет равна первым двум очередям Балтийской трубопроводной системы. Его стоимость в 'Роснефти' оценивают в $1,2-1,5 млрд.
Вице-президент 'Транснефти' Сергей Григорьев благосклонное отношение монополии к начинанию 'Роснефти' объясняет тем, что это госкомпания. Таким образом, монополия государства на трубопроводный транспорт не нарушается. Григорьев также напоминает, что у 'Роснефти' есть опыт эксплуатации магистральных нефтепроводов на Сахалине, где 'Транснефть' вообще не работает.
Это будет уже не первое в России морское нефтеэкспортное направление, не принадлежащее государству. В 2000 г. 'ЛУКОЙЛ' построил морской терминал Варандей на побережье Ненецкого округа, однако там нет такого крупного нефтепровода, какой хочет построить 'Роснефть'. За прошлый год через этот терминал было экспортировано всего 330 000 т.
Начальник аналитического управления банка 'Зенит' Сергей Суверов либерализм транспортной монополии в отношении 'Роснефти' объясняет государственным статусом этой компании, благодаря которому соблюдается курс властей против частных трубопроводов. А Лев Сныков из 'Совлинка' полагает, что нефтепровод Ванкор - Диксон вряд ли подойдет под определение магистрального, поскольку будет обслуживать только одну компанию и одну группу месторождений.