Памятники истории Петербурга отремонтируют за счет других регионов.
В четверг руководство Петербурга презентовало программу реставрации памятников истории и архитектуры, получившую название "Фонд развития Санкт-Петербурга". В соответствии с программой тридцать памятников, на реставрацию которых не хватило денег, выделенных из федерального бюджета перед 300-летним юбилеем города, в ближайшие пять лет будут восстановлены с помощью российских регионов-доноров.
Первым 'добровольным вкладчиком' в реставрацию стала администрация Тюмени совместно с компанией 'ТНК-ВР'. Кроме того, близки к завершению переговоры об оказании спонсорской помощи с руководством Пермской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. В ходе презентации программы вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров представил собравшимся главу представительства Тюмени в Санкт-Петербурге Владимира Калашникова, который привез в город на Неве 280 млн. рублей спонсорских средств, выделенных компанией 'ТНК-ВР'. Причем, как заявил Калашников ГАЗЕТЕ, 'никаких особенных бонусов Петербург Тюмени взамен не обещал, просто город у вас красивый, хочется ему помочь'. Деньги, выделенные Петербургу 'ТНК-ВР', по словам главы Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Веры Дементьевой, пойдут на восстановление ансамблей Смольного монастыря и Александро-Невской лавры. Однако тюменских денег даже на эти два объекта не хватит - КГИОП оценил восстановление Александро-Невской лавры, Смольного собора и четырех церквей вокруг него в миллиард рублей. Причем и эта цифра не является окончательной: стоимость реставрации может существенно возрасти, так как работы предполагается проводить в соответствии с технологиями того времени, когда были построены здания. 'Наша главная задача - освоить эти средства так, чтобы были довольны все стороны: и администрация Тюмени, и сами петербуржцы. И никаких 'новоделов' в процессе реставрации мы не допустим!' - заявила глава петербургского КГИОП.
Программа реставрации главных памятников истории рассчитана на пять лет, но подробные графики работ по каждому объекту будут составлены к концу ноября. Контроль за расходованием спонсорских денег будут осуществлять две структуры - петербургский КГИОП и Фонд развития Санкт-Петербурга. Подряды на проведение реставрационных работ чиновники Смольного намерены распределять не на открытом тендере, но 'вполне в духе реализации горзаказа'. 'Мы будем отбирать подрядчиков, которые имеют хорошую репутацию и обладают собственным 'запасом прочности', поскольку вполне возможно, что отдельные виды работ им придется осуществлять на кредитной основе', - заявила ГАЗЕТЕ Вера Дементьева. Кроме того, глава КГИОП сообщила ГАЗЕТЕ, что программа 'Фонд развития Санкт-Петербурга' не имеет никакого отношения к планам приватизации памятников истории и архитектуры, которую Смольный представил еще весной 2004 года. 'Все памятники из ныне оглашенного списка реставрации имеют федеральное, а также огромное культурное значение и не подлежат приватизации. Приватизированы могут быть только отдельные здания, которые входят в архитектурные ансамбли, например в ансамбль Английской набережной. Но и об этом пока конкретной речи не идет', - подчеркнула глава КГИОП. Напомним, что к 300-летию Петербурга, которое отмечалось в мае-июне 2003 года, был принят план реставрации памятников истории и архитектуры. На его осуществление федеральный центр выделил администрации тогдашнего губернатора Владимира Яковлева около 80 млрд. рублей. Некоторые работы были проведены качественно и в срок, но некоторых зданий в исторической части города коснулся только косметический ремонт. Сейчас многие из них вновь разрушаются. После завершения праздничных мероприятий расходованием 'юбилейных денег' всерьез заинтересовалась Счетная палата России, которая установила, что часть средств была использована не по назначению. Например, около 1 млрд. рублей было потрачено 'на озеленение'. Данные Счетной палаты использовались как средство давления на Владимира Яковлева, чтобы он отказался от намерения вновь баллотироваться на пост губернатора Петербурга. Но как только Владимир Яковлев перестал претендовать на пост главы города (это случилось сразу после празднования 300-летия), Счетная палата о претензиях в его адрес забыла.
Объекты, подлежащие реставрации в рамках программы 'Фонда развития Санкт-Петербурга'
Ансамбль Смольного монастыря; Александро-Невская лавра; иконостас Петропавловского собора; набережная реки Фонтанки; Ботанический институт; Английская набережная; дворец императора Петра II; набережная Лейтенанта Шмидта; Адмиралтейство; ограда Михайловского сада; Гатчинский дворец - анфилада парадных залов, личные комнаты Александра III; Александровский парк (Пушкин); Большой Петергофский дворец - церковный корпус; Юсуповский дворец; цирк Чинизелли; Воронцовский дворец; особняк Кочубея; Екатерининский дворец (Пушкин); Екатерининский парк (Пушкин) - адмиралтейство ('Голландия'), павильон 'Зал на острову', башня-руина с искусственной горкой.
Как финансируется реставрация памятников старины за рубежом
В Западной Европе значительную часть расходов на реставрацию исторических памятников архитектуры берет на себя государство. Существуют специальные статьи бюджета, которые пополняются из средств, полученных от налогов на лотереи и азартные игры. Например, на всю столицу Германии существует один развлекательный центр, где можно попытать счатья в карты, рулетку и игровые автоматы - Spielbank Berlin. Налог, который центр платит с оборота, идет на поддержание памятников архитектуры земли Бранденбург. В Италии и Франции на эти цели используются часть налогов, которыми облагается туристический бизнес. Кроме того, государства, осуществляющие систематические реставрационные работы, добиваются для отдельных зданий, кварталов и даже районов статуса памятников мировой культуры, охраняемых ЮНЕСКО. Это неминуемо приводит к притоку средств от ООН, ЕС и Всемирного банка. Например, бывший президент Чехии Вацлав Гавел потратил из бюджета свыше 25 млн. долларов на реконструкцию собора Св. Витта, Пражского града и всего района Градчаны, после чего Старая Прага превратилась в самый большой (600 кв. км) город-заповедник мира, признанный ЮНЕСКО, которая ежегодно отчисляет средства на его содержание. Существует и целая система частных пожертвований, которые объясняются двумя причинами. Во-первых, дарители тешат тщеславие, увековечивая свое имя. Всякий, кто бывал в Израиле, видел, что на многих воссозданных либо построенных зданиях размещаются таблички с именами меценатов (семья Розенблатт из США потратила 10 млн. долларов на строительство в иерусалимском районе Тальпиот знаменитой прогулочной зоны Тайелет, откуда открывается панорамный вид на Старый город). Во-вторых, любые пожертвования на музеи, библиотеки, университеты и памятники старины исключаются из доходов, изымаются из налоговой декларации и приводят к списанию части налогов. На том стоит практически вся система пожертвований в США. Наконец, существуют и страны с абсолютно драконовскими законами о поддержании исторического наследия. Классическим примером такого государства является Франция. Здесь 70% памятников архитектуры являются частной собственностью, однако за их состоянием надзирает Служба генеральной инвентаризации республики. Целый свод законов о памятниках культуры обязыват владельца сохранять замки в отличном состоянии, учитывая особенности эпохи постройки. Например, замок Шамбор, который строился с 1519 по 1547 годы, 'должен подвергаться косметической реставрации так, чтобы посетителям бросались в глаза не отделочные работы, а кладка XVI века' (то есть 'реставрация по-московски', когда памятник архитектуры сносят и строят его 'макет', во Франции попросту невозможна). В прошлом году крупные неприятности были у семьи Коссе-Бриссак, собственников замка Бриссак. Надзор установил, что владельцы не соблюдали закон об обязательных экскурсионных днях, поскольку каждый желающий имеет право осмотреть памятник. Нарушение закона наказывается огромным штрафом, размер которого устанавливается в частном порядке.