Конфереция

Русский бензин с финским акцентом

Мировые цены на нефть достигли 50 долларов за баррель. Рекорд стал шоком для стран, зависимых от нефти. В России и в Петербурге стремительный рост цен на нефть вскрыл неожиданные проблемы. Например, примерно месяц назад ООО 'Несте - Санкт-Петербург' объявило, что вынуждено начать завозить топливо для своих АЗС из Финляндии, хотя раньше компания закупала бензин у российских поставщиков - 'Кинефа', 'Славнефти', 'Сибнефти', 'ЛУКойла'. Как заявил Олег Шалимов, директор 'Несте' по закупкам и хранению топлива, поставки нефтепродуктов из Финляндии 'носят эпизодический характер и связаны только с существующей сегодня конъюнктурой российского рынка'. Он подчеркнул, что при действующей в компании многоступенчатой системе контроля качества топлива местные поставщики нефтепродуктов в условиях топливного дефицита не могут обеспечить потребности компании. Даже учитывая высокие европейские цены на нефтепродукты, дополнительные расходы на транспортировку бензина из-за границы, на таможенное оформление груза, 'Несте', по словам Шалимова, считает для себя экономически целесообразным временно получать топливо от 'материнской' компании. 'Если изменится ситуация в стране, мы вернемся к своим прежним российским поставщикам', - заверил Шалимов. Интересен этот факт еще и с той точки зрения, что большинство российских потребителей, начиная аж с 1990 года, года основания компании, считали, что бензин на заправках - финский. А сейчас получается, что на синезеленых АЗС в баки российских машин заливали российское же топливо? Тогда почему оно стоит дороже, чем у отечественных компаний? Или с покупателей таким образом пытаются получить больше? Если за сервис, то слишком много. Значит, 'наценка за имя'... Впрочем, уже неудивительно, что, подводя итоги 2003 года, президент компании 'Несте - Санкт-Петербург' Авро Русталайнен сказал, что доля финского топлива в общем объеме продаж составляет всего несколько процентов, а основными поставщиками компании в настоящее время являются нефтеперерабатывающие заводы 'ЛУКойла' и 'Сургутнефтегаза'. Такой вот финский бензин с русским акцентом. Теперь о важном. О налогах. По словам г-на Руотсалайнена, в 2003 году только в бюджеты разного уровня компания перечислила около 500 миллионов рублей. В том году возросли отчисления в городской бюджет-Петербург получил в виде налогов компании 331 миллион 800 тысяч рублей, из них акцизов на сумму 130 миллионов рублей. В 2004 году компания намеревалась перечислить налогов в размере 1 миллиарда рублей. Президент 'Несте' не стал комментировать действия власти в отношении бизнеса, однако позже положительно оценил потенциал и активность губернатора. 'Нам понятны требования городской власти' отметил г-н Руотсалайнен. Самый больной вопрос 2004 года, каким образом, а главное, в бюджет какого субъекта будет уходить акциз? И в течение 2004 года 'Несте - Санкт-Петербург' мучительно выбирало, как платить акцизы. И - куда: в бюджет Петербурга или в бюджеты тех регионов, где находятся поставщики - нефтеперерабатывающие заводы? Так, в августе 'Несте - Санкт-Петербург' отказалось от свидетельства о регистрации лица совершающего операции с нефтепродуктами. - Следствием работы по свидетельству стало то, что мы не смогли обеспечить достаточную стабильность поставок в свой адрес, - объяснялся Арво Руотсалайнен. - Поэтому мы решили вернуться к прежней схеме уплаты акциза, когда сумма акциза вкладывается в стоимость топлива и расчет с государством производит нефтеперерабатывающий завод. Так что сегодня мы продолжаем работать по старой схеме. Суть проблемы в том, что сегодня действуют две схемы уплаты акциза, которые как бы 'разделяют' рынок. Компания сдала свидетельство уже в третий раз за год. Но даже приблизительный подсчет показывает, что бюджет Санкт-Петербурга недополучил порядка 100 миллионов рублей. По разным данным, ежемесячные платежи 'Несте - Санкт-Петербург' в виде топливного акциза составляли 30 - 35 млн. рублей. В целом из-за недостаточных сборов топливных акцизов бюджет 2005 года может лишиться около 65 млн. рублей, что составляет 10 процентов от плановых показателей. По версии экспертов, это означает, что самая трудная для 'Несте' задача - наладить нормальные связи с по ставщиками топлива - так и не решена. Возникает опасность появления топлива от непроверенных поставщиков, это может ударить и по качеству. Что-то подобное случилось недавно на заправке 'Несте' в Выборге. А теперь, видимо, боясь гнева городской администрации, 'Несте приняло решение о перерегистрации в другом регионе. Хотя при этом участвовало в конкурсах на земельные участки в Санкт-Петербурге и даже получило два пятна под новые АЗС. Все же на днях 'Несте' обратилось в Управление Министерства по налогам и сборам по Петербургу с просьбой выдать свидетельство для уплать топливного акциза в бюджет города Можно предположить, что 'Несте таким образом пытается выполнить главное условие администрации Петербурга: компании, которые не платят акциз в бюджет Петербурга, не будут допущены к тендерам на поставю-горюче-смазочных материалов муниципальным предприятиям. Правда 'Несте' уже снабжает маслами под разделения ГУП 'Пассажиравто транс'. А не за горами очередные тендеры. При том, что, по сведениям из разных источников, к уплате акциз; еще ничего не готово. И получается, что компания, созданная еще в Ленинграде, работающая здесь почти 15 лет, так и не стала до конца городской.
Комментарии