Конфереция

Нефтяники сэкономят на сервисе

Они будут раздавать подряды на открытых торгах. 'ЛУКОЙЛ', 'ЮКОС' и ТНК-BP больше не хотят переплачивать за нефтесервисные услуги. Компании договорились нанимать сервисные организации исключительно на открытых торгах. В распоряжении 'Ведомостей' оказалась копия меморандума, подписанного 'ЛУКОЙЛом', 'ЮКОСом' и ТНК-BP еще в июле. Документ предусматривает соблюдение компаниями нескольких принципов, которые должны помочь развитию рынка сервисных услуг. В их числе открытость по отношению к независимым или аффилированным с другими нефтяными компаниями поставщикам услуг, свободная конкуренция и равные условия проведения тендеров для всех сервисных компаний, а также открытость и доступность информации о положении рынка и поставщиках сервисных услуг. Представитель пресс-службы ТНК-BP рассказал 'Ведомостям', что цель меморандума - искусственно создать рынок сервисных услуг. 'Очень часто мы вынуждены переплачивать за сервисные услуги, потому что их оказывает монополист, - поясняет он. - Причем нередко это наша собственная структура'. По его словам, около 30% сервисных услуг для его компании оказывают сторонние организации. Вице-президент 'ЮКОС-Москва' Сергей Петелин рассказывает, что 'ЮКОС', 'ЛУКОЙЛ' и ТНК-ВР договорились выставить на открытые тендеры не менее 10% от объемов заказов, которые они намерены разместить в 2005 г. Участвовать в тендерах они пригласят как свои собственные дочерние предприятия, так и других участников рынка. Петелин затруднился оценить эти объемы в денежном выражении. Он лишь отметил, что 'ЮКОС', например, выставит на тендер заказы на услуги по подземному ремонту скважин примерно на 300 млн руб. Он говорит, что по итогам тендерной кампании будет решаться вопрос о создании некоего постоянно действующего органа, который займется координацией и развитием рынка сервисных услуг. 'Это очень позитивное решение', - считает Александр Сизов, вице-президент 'Петроальянса', одного из крупнейших независимых участников рынка. Он отмечает, что этот рынок в России не развит и подобные проекты помогут изменить ситуацию. По данным Сизова, объем рынка сервисных услуг в России достигает примерно $8 млрд. Из них 15% достается иностранным игрокам, 5% - независимым российским, а остальные 80% зарабатывают сервисные 'дочки' нефтяных компаний. Сизов надеется, что инициатива нефтяников позволит независимым компаниям увеличить свою долю рынка. С ним солидарна менеджер по маркетингу Halliburton Виктория Дунаева. 'Это хорошая новость для всех участников рынка', - говорит она. Аналитик 'Совлинка' Лев Сныков отмечает, что у 'ЮКОСа' большая часть сервиса уже находится вне холдинга, ТНК-BP и 'ЛУКОЙЛ' тоже выводят сервисные подразделения из-под своего крыла. Поэтому им нужно стараться на конкурентной основе искать новых поставщиков сервисных услуг. Аналитик считает, что этот проект пойдет на пользу всем компаниям. По оценке Сныкова, объем российского рынка сервисных услуг составляет $3-4 млрд. Впрочем, Сергей Суверов из банка 'Зенит' замечает, что реализация этих планов может быть затруднена тем, что в некоторых регионах рынок таких услуг просто отсутствует - например, в Тимано-Печоре. А рынок высокотехнологичных сервисных услуг и вовсе монополизирован западными гигантами Halliburton и Schlumberger.
Комментарии