Налог на сверхприбыль.
В среду Минфин предложил взимать с нефтяных компаний дополнительный налог на сверхприбыль. Это, по замыслу разработчиков, позволит стимулировать разработку новых месторождений. Правда, по мнению аналитиков, нововведение "грабительское". И если оно приживется, нефтяники будут всячески завышать свои расходы, лишь бы не платить и так непомерно высокие налоги.
Идея о введении налога на дополнительный доход (НДД) впервые появилась еще в конце 90-х годов. Сначала этот налог хотели ввести одновременно с Налоговым кодексом, но впоследствии нефтяное лобби идею похоронило. Однако в прошлом году эстафету подхватили партия "Родина" и Сергей Глазьев. Теперь идеей о налоге на сверхприбыль вдохновился Минфин. Любопытно отметить, что необходимость налогов на сверхдоходы Минфин подает как инструмент стимулирования разработки новых месторождений. "Такая система будет стимулировать инвестиции в новые месторождения, так как объем взиманий будет увеличиваться после того, как крупные капитальные затраты будут покрыты доходами", - заявил вчера директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Михаил Моторин.
"Складывается такое впечатление, что МЭРТ, Минпромэнерго, а теперь еще и Минфин просто сбились с ног, не зная, как "снять" побольше доходов с нефтяников, пока цены на нефть высокие, - говорит эксперт ФБК Алексей Калинин. "Ведь сейчас и так есть налог на сверхприбыль, - комментирует заявление Минфина аналитик Альфа-банка Анна Бутенко, - это прогрессивная шкала экспортных пошлин на нефть". Данный механизм позволяет государству забирать до 90% всей прибыли нефтяных компаний, если мировые цены на марку Urals превышают $25 за баррель. В итоге введение дополнительных налогов приведет к тому, что нефтяники будут просто завышать свои расходы, считает Анна Бутенко.
Аргументация Минфина сомнительна, говорят аналитики. "Дополнительные налоги редко стимулируют инвестиции, обычно этот эффект достигается за счет снижения налогов, а не наоборот", - говорит эксперт CERA Константин Коваленко. "Налог типа НДД должен уплачиваться только после достижения срока окупаемости и достижения "нормальной" рентабельности на вложенный капитал по каждому отдельному месторождению", - считает содиректор Brunswick UBS Максим Мошков. "Этот налог в первую очередь ударит по эффективным компаниям, - считает президент Института энергетической политики Владимир Милов. - Кто лучше администрирует издержки и снижает их - будет больше платить, а кто больше тратит - платит меньше".
Но Минфин считает, что других способов стимулировать разработку месторождений нет. Не решает проблему и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). "Дифференциация НДПИ - то есть изменение шкалы налогообложения в зависимости от выработки и прибыльности тех или иных месторождений - может решить только проблему таких нефтяных компаний, как "Татнефть" и "Башнефть", которые в основном работают на истощенных месторождениях", - полагает Михаил Моторин. Отметим, что главным сторонником введения дифференцированной шкалы НДПИ является Минпромэнерго. С этой целью уже второй месяц подряд в министерстве заседает комиссия, в которую входят представители всех крупных нефтяных компаний. Однако даже при самом оптимистичном сценарии, по мнению экспертов, изменять НДПИ начнут не ранее чем через два года.