Конфереция

Редкий конкурс наполнит областной бюджет

Бюджет Ленинградской области мог бы получить дополнительно несколько сот тысяч долларов, если бы областные власти применили конкурсный принцип при выделении земли инвесторам под строительство АЗС. Однако в большинстве случаев земельные участки операторам топливного рынка предоставляются целевым образом. Спроса нет Рыночная цена на земельные участки под новое строительство может быть установлена только рыночными способами. Поэтому, проведение конкурсов может увеличить стоимость земли в большей мере, нежели существующая сегодня в области практика целевого предоставления "пятен". Если сегодня топливная компания намерена построить собственную станцию в том или ином районе Ленинградской области, то ей достаточно обратиться в Комиссию по размещению объектов придорожного сервиса, возглавляемую председателем Леноблкомимущества Валерием Кимом, за соответствующим разрешением. Практически всегда заявка инвестора удовлетворяется - чиновники радуются приходу любого инвестора, поскольку спрос на земли под строительство АЗС вдоль автомобильных дорог Ленинградской области не велик. "Мы предъявляем достаточно высокие требования к инвесторам на областном топливном рынке, - говорит председатель Комитета по дорожному хозяйству и транспорту правительства Ленинградской области Василий Соколов. - Для нас важно, чтобы новые АЗС на автомагистралях включали в себя весь сопутствующий сервис - мотель, кафе, магазин". Понятно, что строительство подобного комплекса требует более значительных инвестиций, чем возведение простой автозаправки. Многие операторы топливного рынка не готовы к столь масштабным инвестициям. Один из членов вышеназванной Комиссии, начальник управления государственной вневедомственной экспертизы Александр Малышок рассказал "Аи92", что в настоящее время в распоряжении Комиссии оказались около 50 адресов возможного строительства АЗС вдоль основных автотрасс, проходящих по территории области. Эти адреса когда-то были заявлены потенциальными инвесторами под строительство станций, однако в процессе подготовки документов и согласования проектов, инвесторы отказывались от реализации своих планов. "В области нет конкуренции среди топливников! Какие могут быть в таких условиях конкурсы?" - удивляется Малышок. "Мы проводили несколько конкурсов только по самым оживленным трассам - "Скандинавия" и строящийся отрезок КАД. И то только потому, что там был спрос на "пятна" под АЗС", - добавил собеседник "Аи92". Хороших участков мало Как известно, конкурс на право строительства автозаправок вдоль КАД прошел достаточно успешно. Первые два участка на КАД приобрела "Петербургская топливная компания", опередившая в результате конкурса компанию "Шелл АЗС". При начальной стоимости обоих лотов по 600 тыс. рублей, цена приобретения двух участков превысила 22 миллиона рублей. В дальнейшем, право строительства АЗС на КАД приобрели "Славнефть - Санкт-Петербург" и "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт". Конкурсы по трассе "Скандинавия" прошли с меньшим успехом. Несколько раз торги откладывались ввиду отсутствия претендентов. При стартовой цене за "пятно" на "Скандинавии" в $67,5 тыс., цены, предлагаемые инвесторами, варьировались от $87,5 тыс. до $ 165 тыс. за место. Среди победителей - ЗАО "Выборгская топливная компания", ООО "Шелл АЗС", ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт". Петербург на торгах зарабатывает Опыт Петербургского правительства по работе с инвесторами на рынке нефтепродуктов более удачен. Хотя Петербург и Ленобласть - практически несравнимые регионы с точки зрения своей привлекательности для операторов топливного рынка. Правительство Санкт-Петербурга в начале нынешнего лета отказалось от предоставления земель целевым образом через Инвестиционно-тендерную комиссию (ИТК). В июне ИТК была упразднена. Был принят новый закон "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга для строительства и реконструкции". Согласно этому документу, вся земля на территории города предоставляется исключительно через торги. Как неоднократно подчеркивал вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров, "земельные участки целевым образом будут предоставляться только в исключительных случаях". Эти случаи рассматриваются на заседаниях Правительства и вполне успешно. Первые торги по землям под АЗС, проведенные городом в августе 2004 года по новому закону принесли петербургскому бюджету в несколько раз больше денег, чем было запланировано Фондом имущества. При начальной стоимости трех лотов менее $400 тыс. итоговая сумма, которую заплатили победители за право аренды земли, превысила $1 млн. 800 тыс. То есть, по результатам конкурса на право строительства АЗС, город получил в 4 раза больше денег, чем планировалось. АЗС в дефиците Работа, проводимая областными чиновниками по привлечению инвесторов на региональный топливный рынок не эффективна. Как признался в интервью "Аи92" Василий Соколов, некоторые автотрассы Ленинградской области испытывают дефицит автозаправок. Он привел в пример открытую десять лет назад для гражданского транспорта Бетонно-Кольцевую дорогу, проходящую в южной части Ленобласти (от Ижоры до Кировска). "С введением в эксплуатацию в 2006 году нового терминала в порту Усть-Луга, интенсивность движения транспорта по этой трассе увеличится в несколько раз, а строительство новых АЗС на этой трассе пока не ведется", - заявил Соколов. Представитель федерального дорожного агентства, и.о. главного инженера ГУ "Дороги Северо-Запада России" Андрей Ремизов добавил, что нехватка АЗС ощущается на Мурманском шоссе, особенно в Лодейнопольском районе, а так же в Новой Ладоге. "Там остро не хватает качественных АЗС, таких как "Балт-Трейд" и ПТК", - добавил он. Рецепт Чтобы привлечь инвесторов в Ленинградскую область для строительства качественных автозаправочных комплексов, областные власти должны, в первую очередь, создать для бизнеса все необходимые условия. Причем речь идет не о налоговых привилегиях, а об элементарной открытости и предсказуемости в планах правительства. Нужна схема строительства АЗС в Ленинградской области, которая будет понятна и доступна инвесторам. Тогда частные компании при формировании собственной стратегии развития смогут учитывать планы дорожного развития Ленинградской области. От этого выиграет и областной бюджет, и топливники и жители Ленинградской области.
Комментарии