Конфереция

Новые экспортные пошлины цены не остановили

Новые экспортные пошлины на нефть "загородительными" так и не стали. Уже в первую неделю октября рост цен на моторное топливо на АЗС Санкт-Петербурга и Ленинградской области составил 0.8%. В целом по стране ситуация схожая. Рекордное увеличение пошлин Правительство ввело новые экспортные пошлины с 1 октября. Их размер устанавливался с целью стабилизировать внутренние цены на нефтепродукты, увеличив приток топлива на внутренний рынок. Но этого не произошло. Ставки экспортных пошлин на нефть возросли на $18 до рекордной отметки $89.7 за тонну, нефтепродуктовые пошлины при этом поднялись на $11.6 до $57 за тонну. Однако этих мер оказалось недостаточно для того, чтобы ослабить влияние других факторов на рост бензиновых цен. Рост цен сохранится Одним из факторов роста цен на бензин является повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Однако проблема безудержного роста цен кроется в самой структуре рынка. Рынок монополизирован. Нефтяные компании, продающие нефтепродукты российским топливным компаниям, ведут себя как монополисты, повышая цены под завязку. Таким образом ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании) компенсируют свои затраты, возрастающие с принятием новых ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Еще один немаловажный фактор - мировые цены на нефть и нефтепродукты. Именно на них ориентируются российские ВИНКи, планируя свою экспортную политику. Вчера фьючерсные цены на нефть снова выросли, установив новые абсолютные рекорды. Так, на Нью-Йоркской бирже официальная цена техасской нефти WTI/Light Sweet (ноябрь) поднялась на $1,18 центов (+2,4%) и установилась на отметке $51,09 барр. В Лондоне на International Petroleum Exchange (IPE) официальная цена североморской нефтяной смеси Brent (ноябрь) выросла на 93 цента (+2,0%) и установилась на отметке $47,13 барр. Часто среди причин роста цен на топливо называют сезонный фактор. Дважды в год - весной и осенью в связи с сезонными полевыми работами увеличивается спрос на дизельное топливо и нефтепродукты. Сейчас, когда уборочные работы закончились, этот фактор, скорее, будет способствовать некоторому понижению цены, однако, по перечисленным выше причинам, для автомобилистов обратная сторона сезонного фактора будет едва заметна. Какой прогноз? В среднем отставание розничных цен от оптовых, по мнению некоторых участников петербургского топливного рынка, составляет одну неделю. "Если НПЗ поднимает оптовые цены сразу на 500 рублей за тонну, то мы на АЗС увеличиваем цены постепенно, по 10 копеек, - комментирует коммерческий директор компании "Татнефть Балтика" Вячеслав Майоров. - К тому моменту, как мы сравняем оптовые и розничные цены, заводы снова увеличивают стоимость нефтепродуктов". Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга и вице-президент Российского Топливного союза (РТС) Олег Ашихмин считает, что "розничные цены реагируют на изменение оптовых цен с двухнедельным интервалом". Ввиду того, что владельцы АЗС имеют запасы топлива, приобретенного по более низким ценам, операторы рынка имеют возможность растянуть во времени процесс повышения розничных цен на бензин. Если принять во внимание мнение Ашихмина, и проанализировать динамику роста цен за сентябрь, то стоимость нефтепродуктов в оптовом звене выросла в среднем на 6.16%, а розничные цены поднялись только лишь на 2.1%. Таким образом, в первой половине октября можно ожидать рост цен на АЗС в среднем на 4% - розница будет догонять опт. С учетом того, что рост розничных цен за первую неделю месяца сохранил тенденцию сентября и не превысил 1%, ближе к середине месяца владельцы АЗС, скорее всего, поднимут ценники более ощутимо - на 3%. Резерв для роста цен - 15% Есть ли предел росту цен на нефтепродукты, или российский рынок согласится с любой ценой, предложенной нефтяным бизнесом? Опрошенные "Аи92" операторы петербургского топливного рынка считают, что российские топливные цены стремятся к уровню топливных цен, установившемуся в США. По последним данным министерства энергетики США, к началу октября средние цены на американских АЗС превысили $2 за галлон (1 галлон = 3.785 литра). Следовательно, средняя стоимость литра американского моторного топлива составляет на сегодня примерно 53 цента. В России средняя цена топлива - 13.68 рублей за литр (примерно 46 центов). Следовательно, резерв для роста розничных цен составляет 7 центов, или 15% от нынешней цены. Сбудется ли такой прогноз - покажет время. Предотвратить развитие ситуации по такому сценарию сегодня по силам только российскому правительству, которое должно решать ценовую проблему комплексными экономическими мерами. Конкретные меры предлагает Российский топливный союз. Как сообщил "Аи92" Президент Российского топливного союза Сергей Борисов, для стабилизации цен на нефтепродукты на внутреннем рынке необходимо ввести более высокие экспортные пошлины, гармонизировать внутренний топливный рынок, а так же внести запрет на трансфертные цены нефтяных компаний.
Комментарии