Конфереция

Акциз на выживание

Топливных операторов к налоговой дисциплине вслед за правительством Санкт-Петербурга пытаются призвать областные власти. Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, два месяца назад затеявший проверку всех региональных АЗС на предмет налоговой добросовестности, заявил на днях, что непослушных операторов он будет выживать с рынка. Акциз платят 5% АЗС Рабочая группа по проверке автозаправочных станций Ленинградской области под руководством вице-губернатора Григория Дваса приступила к своей деятельности в последних числах августа. Как оказалось, в областном правительстве на тот момент не было даже информации о количестве действующих в регионе АЗС. Членам рабочей группы приходилось часто выезжать на автозаправки, чтобы на месте проверить достоверность документов. Первый месяц проверок принес неутешительные результаты. Из 226 АЗС, зарегистрированных на территории области, неохваченные 'правительственным оком' оказались около ста. Проверки этих станций еще впереди. Из подвергшихся ревизии станций только 12 смогли предъявить документы, свидетельствующие об уплате акциза на нефтепродукты. Эти АЗС принадлежат компаниям 'ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт', 'Несте-Санкт-Петербург' и 'Славнефть-Санкт-Петербург'. Об этом на пресс-конференции в Правительстве Ленобласти сообщил губернатор Валерий Сердюков. Генеральный директор ЗАО 'Славнефть-Санкт-Петербург' Евгений Сахно отметил, что компания имеет только одну АЗС в Ленинградской области - в Сосновом Бору - и платит с нее топливный акциз в объеме 300-350 тысяч рублей в месяц. 'Мы получаем безакцизное топливо от нашей материнской компании, поэтому имеем возможность платить акциз по месту розничной реализации нефтепродуктов, что мы и делаем в Ленобласти с декабря прошлого года', - пояснил он. 'Лукойл-Северо-Западнефтепродукт' эксплуатирует и платит акциз с пяти АЗС. Размер налоговых отчислений напрямую зависит от объема реализации. Согласно оценкам экспертов, перечисленные выше компании перечисляют с одной АЗС в среднем 400-450 тысяч рублей в месяц. С двух АЗС с переменным успехом - компания трижды за последние два года сдавала свидетельство - платит акциз в областной бюджет компания 'Несте'. Размер отчислений с областных АЗС компании также приближен к суммам, уплачиваемым двумя петербургскими игроками. Отсюда нетрудно подсчитать сумм, которых недополучает областной бюджет в случае, если компания отзывает свидетельство и меняет схему поставок - ведь в этом случае область не получает денег ни с НЗП, ни с 'пистолета'. Более крупные игроки рынка, в частности ХК 'Фаэтон', имеющая 9 областных автозаправок, в отличи6е от ВИНКов, не считают возможным платить акциз ни в городской, ни в региональный бюджеты. 'Мы покупаем в основном акцизное топливо, поэтому не имеем возможности платить акциз на нефтепродукты в областной бюджет', - заявил 'Аи92' начальник коммерческо-оперативного управления 'Фаэтона' Андрей Григоровский. Львиная доля - за НПЗ Как известно, согласно российскому законодательству, акциз на нефтепродукты может быть выплачен на любом из этапов технологической цепочки от НПЗ до ее конечной реализации в виде моторного топлива потребителям. Чаще всего, топливный акциз уплачивается нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ), по месту его расположения. Регионов, имеющих на своей территории действующий НПЗ в России не больше десятка. Однако Ленобласть относится к числу субъектов федерации обладающих заветным, с точки зрения топливного акциза, НПЗ. Поэтому, акциз на нефтепродукты в региональном бюджете будет оседать в любом случае. Это обстоятельство делает заинтересованность губернатора Сердюкова в 100%-ой собираемости топливного акциза, по меньшей мере, странной. По оценке Андрея Григоровского - топ-менеджера 'Фаэтона', одного из основателей ленинградского областного топливного союза (ЛОТОС), около 50% топлива, продаваемого в регионе, поступает с Киришского НПЗ. Поэтому, эти нефтепродукты в любом случае оставят свой акциз в регионе. 'Имея акциз с завода, волноваться об уплате акциза розничными операторами странно', - добавил Григоровский. Аналогичная политика губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко по вопросу обязательной уплаты топливного акциза компаниями, работающими на городском рынке оправдана - город, без жесткой политики по отношению к неплательщикам, не получит в добровольном порядке акциз на нефтепродукты никогда. Акцизная тайна Кроме того, определить сам размер недоплаты топливниками даже областной Комитет финансов оказался не в силах. По словам пресс-секретаря Комитета Владимира Петрова, информация о поступлении акцизов в федеральный и региональный бюджеты областными налоговыми органами не разглашается. УМНС ссылается на закон о защите информации. 'Из-за котлового метода распределения налога, Комитет финансов располагает только общей информацией по собираемости акцизных платежей, а разбить ее на доли топливных операторов и долю Киришского НПЗ не представляется возможным', - добавил Петров. Он отметил, что по поводу сложившейся ситуации регионы уже давно ведут переписку с Минфином, пытаясь добиться детализации информации, поступающей от налоговых структур. 'Бороться с неплательщиками, не имея подробной информации об уровне собираемости топливного акциза невозможно. Мы должны иметь документы, которые можно предоставить в Арбитражный суд', - заявил Петров. С такой же проблемой пытается бороться Территориальное Управление Министерства по налогам и сборам по Санкт-Петербургу. Мелких операторов задавить акцизами По подсчетам вице-губернатора Григория Дваса, если обязать всех топливников оставлять акциз в регионе, то областной бюджет получит около 700 млн. рублей. Но, скорее всего, сделать это не удастся. Мелкие региональные операторы не имеют возможность получать безакцизное топливо. Вводя жесткие санкции по отношению к операторам петербургского рынка, губернатор Матвиенко пообещала помогать компаниям в получении безакцизного топлива. Однако до сих пор на петербургском рынке лишь 30% топлива идет розничным продавцам без акциза. Областной губернатор Сердюков не считает возможным помочь топливникам в получении безакцизного топлива. Не исключено, что таким образом Сердюков намерен выжить мелких топливников с областного рынка. Причем мелкие бизнесмены готовы стать законопослушными - им легче заплатить акциз, чем ввязываться в спор с правительством Ленобласти по вопросу уплаты акциза. Возможно, Сердюков сможет рано или поздно навести порядок на региональном топливном рынке, воздействуя через районные администрации. Это может стать одним из сценариев по развитию ситуации в розничном секторе нефтепродуктов Ленинградской области - укрупнение розничных операторов и переход к контролю розничного сектора ВИНКами.
Комментарии