Shell пытается получить от российского правительства гарантии сохранения условий СРП.
Премьер-министр Михаил Фрадков вчера посетил главный офис The Royal Dutch/Shell, оператора самого крупного зарубежного инвестиционного проекта в России "Сахалин-2". По информации газеты "Время новостей", председатель комитета управляющих директоров Йерун ван дер Вир и управляющий директор компании Малькольм Бриндед попытались еще раз выразить свои опасения относительно возможного пересмотра законодательства о соглашениях о разделе продукции ("Сахалин-2" реализуется на условиях СРП), а также рассказали главе российского правительства, что готовы продолжать вкладывать средства в российскую экономику. Shell готова продолжить свое участие в разработке ряда российских месторождений и участвовать в газотранспортной системе России с выходом на зарубежные рынки, сообщил г-н Фрадков после встречи. "Это Штокмановское месторождение, сахалинские месторождения, ряд других месторождений, которые публично пока не обсуждаются", - сказал он.
Тем не менее в руководстве страны по-прежнему зреет намерение ужесточить законодательство по СРП, исключив из него так называемую "дедушкину оговорку". Ее суть сводится к тому, что при изменении налогового законодательства инвесторы, участвующие в уже заключенных СРП, используют наиболее мягкий налоговый режим, выбирая между старым и новым законом. К действующим на условиях СРП проектам с иностранным участием сейчас относятся "Сахалин-1", "Сахалин-2" и проект по разработке Харьягинского месторождения.
Соглашение о разделе продукции для "Сахалина-2" вступило в силу 15 июня 1996 года. Инвесторами проекта выступают Shell (55% акций), Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). В 2000 году был принят федеральный закон о СРП, который установил более жесткие требования для инвесторов. В частности, в нем есть норма, согласно которой не менее 70% подрядных работ должно быть передано российским поставщикам, а число российских рабочих, исполняющих заказ, должно быть не менее 80%. Однако компаниям, уже заключившим СРП, удалось пролоббировать внесение в закон "дедушкиной оговорки", по которой операторы "старых" проектов не обязаны соблюдать нормы, не прописанные в их соглашениях.
Сейчас в России льготный налоговый режим может обсуждаться только в контексте проектов, реализующихся госкомпаниями (недавно ведомства согласовали и направили в правительство СРП по Приразломному месторождению, лицензия на разработку которого принадлежит "Газпрому" и "Роснефти"). А "старые" СРП вызывают у чиновников с трудом скрываемое раздражение.
На прошлой неделе в СМИ появилась информация о том, что в Минпромэнерго работают над вариантами исключения "дедушкиной оговорки" из закона с целью повысить отдачу от СРП. Ситуацию в итоге списали на недоразумение, а глава Минэкономразвития Герман Греф на днях сообщил, что "проекты, где СРП уже действует, никто не тронет, и "дедушкину оговорку" никто не отменял". Однако источник, близкий к правительству, рассказал "Времени новостей", что уже поставлена задача найти способ отказаться от "дедушкиной оговорки", просто подготовить изменения "нужно тихо".
"Мы надеемся, что обязательства, которые были приняты российской стороной при заключении СРП, в том числе и "дедушкина оговорка", будут полностью выполнены", - заявил пресс-секретарь представительства Shell в Москве Максим Шуб. По его словам, вчера "Shell посоветовалась с премьер-министром по ряду новых инвестиционных инициатив и долгосрочных проектов концерна в России, в которых Shell могла бы выступить в качестве надежного партнера и стратегического инвестора". Не исключено, что сохранение правил игры по "Сахалину-2" было обозначено в качестве ключевого условия для осуществления новых инвестиций в Штокмановский проект или в освоение Заполярного месторождения с трудно извлекаемыми запасами, о чем Shell ведет вялые переговоры с "Газпромом". Впрочем, никаких особых гарантий на будущее от Михаила Фрадкова руководители компании вчера так и не получили.