Конфереция

Сердюков вспомнил об акцизах

Он хочет собирать платежи с АЗС в свой бюджет. Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков грозится серьезно осложнить жизнь владельцам АЗС в регионе. Он обещал создать невыносимые условия тем из них, кто не согласится платить акциз на бензин в территориальный бюджет. Бизнесмены говорят, что сбор за них платят НПЗ, а Минфин считает затею областных властей бесперспективной. В 2003 г. акциз на нефтепродукты стали платить не нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а каждый перепродавец топлива, затем налог зачитывался всем, кроме конечного продавца. При этом 40% поступлений шло в региональные бюджеты. В результате, крупные нефтяные компании сконцентрировали выплаты в восьми регионах: Москве, Калмыкии, Мордовии, Алтае, Туве, Омской, Томской и Магаданской областях. Остальные не получили ничего. Порядок изменили только после вала жалоб от региональных властей. Они боролись за акцизы на бензин и собственными силами. Например, сразу после выборов в октябре 2003 г. губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко пригрозила, что власти не допустят неплательщиков акциза к торгам земельными участками под строительство новых АЗС. Президент 'Нефтяного клуба Санкт-Петербурга' Олег Ашихмин вспоминает, что угроза оказалась 'действенной': к ПТК и 'ЛУКОЙЛу', которые платили акцизы в городской бюджет, до конца года присоединились девять компаний, а в первом полугодии 2004 г. - еще шесть. К угрозам региональные власти вернулись в преддверии надвигающейся реформы межбюджетных отношений. По оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, централизация доходов и перераспределение расходных обязательств съест 100-150 млрд руб. у региональных бюджетов-2005. В конце прошлой недели губернатор Ленобласти Валерий Сердюков заявил, что 'заставит платить' акцизы в региональный бюджет всех владельцев АЗС 'или [пусть] уходят' из области. 'Закрывать заправки мы не будем, но создадим все условия, чтобы они прекратили свое существование', - пояснил губернатор. По его данным, инспекция 226 из около 330 стационарных и контейнерных заправок показала, что в областной бюджет из них платят акцизы только 12. Чиновник областного правительства говорит, что цель кампании - повысить сбор акцизов с 200 млн руб. в 2004 г. до 1,5 млрд руб. в 2005 г. 'Законодательно мы не можем заставить платить акцизы с продажи топлива в наш бюджет, но можем серьезно осложнить жизнь неплательщикам, инициировав дополнительные налоговые или экологические проверки', - заметил он. Кроме того, правительство будет рекомендовать муниципальным образованиям не предоставлять неплательщикам новые участки под АЗС. По словам замглавы Выборгского района Ленобласти Константина Патаева, муниципалитеты 'готовы прислушаться' к рекомендациям областных чиновников. А вот бизнесмены считают их требования несправедливыми. По словам гендиректора 'Фаэтона' (девять АЗС в Ленобласти) Андрея Григоровского, его компания не платит акцизы в областной бюджет лишь потому, что производители топлива не отпускают 'безакцизный' бензин, а платят с него акцизы самостоятельно по договоренности с местными администрациями. Замдиректора ПТК Леонид Чурилов напоминает, что около 60-80% продаваемого в Ленобласти бензина производит местный Киришский НПЗ, акцизы за который частично платят его 'дочки' в других регионах. Связаться с представителями НПЗ, а также контролирующей завод компанией 'Сургутнефтегаз' не удалось. Чиновники Минфина подозревают областные власти в жадности. По словам представителя министерства, жалоб от других регионов на новый порядок перераспределения акциза в 2004 г. не поступало. 'Максимум, на что может рассчитывать Ленинградская область, - это 10% [поступлений]', - говорит он. Впрочем, отмечает Ашихмин из 'Нефтяного клуба Санкт-Петербурга', при достаточной 'политической воле' областного правительства его инициатива может быть успешной. 'Налоговые источники региональных властей [в 2005 г.] будут настолько малы, что они идут на любые ухищрения, чтобы пополнить свой бюджет, - резюмирует директор Центра фискальной политики Галина Курляндская. - Всегда можно найти мелкие нарушения в работе компаний, не связанные напрямую с уплатой акцизов, чтобы заставить [бизнесменов] перевести платежи на региональный бюджет'.
Комментарии