Конфереция

Новые пошлины стабильности на внутренний рынок не внесут

Российское правительство с 1 октября устанавливает новые рекордные ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Нефтяные пошлины подскочат на $18 до $87,9 за тонну; пошлины на нефтепродукты составят $65% от этой ставки и увеличатся с $45,4 до $57,0 за тонну. Такие расчеты сделаны на основании двухмесячного мониторинга цен на нефть российской марки Urals на мировых рынках сырья (за июль - август 2004 г.). Средняя цена за этот период составила $37,4 за баррель или $271,94 за тонну. Пошлины не снизят привлекательности экспорта Экспортная пошлина на нефть с 1 августа 2004 года составляет $69,9 за тонну. На период с 1 июня по 31 июля она составляла $41,6 за т, с 1 апреля по 31 мая действовала пошлина на нефть в размере $35,2 за т, с 1 февраля до 31 марта 2004 г - $33,9 за т. Динамика очевидна, однако стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов по-прежнему, не происходит. Несмотря на желание правительства за счет экспортных пошлин добиться снижения внутренних цен, топливный рынок России демонстрирует существенные темпы ценового роста, изначально в оптовом, а затем, как следствие, в розничном звене. С начала года цены на нефтепродукты в среднем повысились почти на 30%. Мировые цены на российское сырье настолько высоки, что экспорт по-прежнему остается привлекательным для нефтяных компаний. Президент Московской Топливной Ассоциации Алексей Небольсин считает, что при мировой цене выше $40 за баррель, экспорт останется выгодным для нефтяных компаний. В этом случае, никакие пошлины не смогут развернуть нефтяной поток внутрь страны. Поэтому цены на нефтепродукты в России будут расти. При мировой цене на нефть ниже $40 за баррель, можно ожидать некоторой стабилизации внутреннего рынка, а при дальнейшей понижающей тенденции на международных рынках - снижения цен на топливо внутри страны. Небольсин обращает внимание, что правительство РФ делает акцент на соблюдении некой 'золотой середины' при установлении ставок экспортных пошлин на нефть - поддержать столь выгодный не только для нефтянки, но и для государства в целом экспорт, а так же контролировать по мере возможности ценообразование на российском рынке нефтепродуктов. Единственный рычаг для экспортной трубы Не столь категоричен в оценке эффективности повышения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты председатель топливно-энергетического Комитета Ленинградской области Сергей Мягков. Он полагает, что на сегодняшний день у государства есть только один рычаг воздействия на объемы отпуска топлива с российских НПЗ - это установление высоких экспортных пошлин. 'НПЗ продадут все нефтепродукты за рубеж, если их не ограничить пошлинами, и внутренний рынок будет беден', - считает Мягков. Растущие цены и дефицит Участники топливного рынка Санкт-Петербурга и Ленинградской области не склонны к большому оптимизму в отношении ценовой политики российских НПЗ по отношению к внутренним потребителям. Непрерывный рост цен, дефицит топлива - все это сказывается на эффективной работе топливных операторов. Даже на бизнесе достаточно крупных игроков петербургского розничного рынка. На прошлой неделе компания 'Несте-Санкт-Петербург' заявила о своем временном отказе от уплаты топливных акцизов на территории города с целью пополнения собственных запасов нефтепродуктов. Директор по закупкам и хранению топлива 'Несте' Олег Шалимов отметил, что компания вынуждена прибегать к услугам поставщиков топлива с включенным в него акцизом. В августе 'Несте' признала, что часть топлива для своих петербургских АЗС компания везет из Финляндии. Дефицит российских нефтепродуктов очевиден. Владельцы АЗС готовятся к очередной смене ценника Топливные операторы считают, что рост своих затрат при экспорте сырья нефтяные компании попытаются, как и прежде, компенсировать за счет внутреннего рынка. Руководитель ООО 'Сибнефть-Санкт-Петербург' Роман Утешев отмечает так же, что рост внутренних цен в большей степени обусловлен ростом спроса на топливо, чем уровнем экспорта нефти. Потребление нефтепродуктов в последние годы растет высокими темпами, а производители топлива не успевают насыщать рынок, считает Утешев. Некоторой стабилизации цен на нефтепродукты участники рынка все же ожидают к зиме. Это обусловлено как прогнозами мирового рынка в части цен на нефть, так и внутренними факторами - фактор сезонного повышения спроса на топливо к зиме исчезает. Рост спроса на нефтепродукты и рост экспортных пошлин аналитик агентства <РосБизнесКонсалтинг> Даниил Ткачев называет в качестве двух основных причин роста цен на топливо внутри страны. Тем не менее, последний скачек цен Ткачев прогнозирует в октябре - бензин может подорожать на 1 - 1,5%. Другие эксперты полагают, что топливо подорожает минимум копеек на 50. Ценообразование - вопрос комплексный Руководство Нефтяного клуба Санкт-Петербурга надеется на некоторую стабилизацию топливных цен в конце осени. Однако президент клуба Олег Ашихмин считает, что повышения экспортных пошлин не достаточно для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Он напомнил, что Российский топливный союз (РТС) разработал комплекс мер по сдерживанию розничных цен. Основной причиной роста цен члены РТС называют монополизацию рынка вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК), которые имеют возможность 'управлять наполнением внутреннего рынка исходя из собственных экономических предпочтений'. 'Частичная приватизация нефтедобывающих мощностей не стала основой для возникновения и развития полноценных рыночных механизмов ценообразования и конкуренции', - отмечается в обращении. Исходя из этого, в РТС уверены в том, что именно 'ВИНКами стимулируется рост внутренних цен на нефтепродукты'. Основными мерами по стабилизации цен на нефтепродукты на внутреннем рынке РТС полагает корректировку внешнеэкономической политики правительства РФ (оперативное и дифференцированное изменение экспортных пошлин или возврат в исключительных случаях к системе балансовых заданий), создание биржевого механизма ценообразования на нефть и нефтепродукты, изменение антимонопольного законодательства. Эти предложения будут направлены после детальной проработки Премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову. @@k1lc59u@@
Комментарии