Конфереция

Премьер-министры России и Китая неизбежно обсудят 'дело 'ЮКОСа'

НК 'ЮКОС' с понедельника полностью прекращает поставки нефти Китайской национальной нефтегазовой компании (CNPC) из-за нехватки средств на оплату транспортировки нефти в Китай. Как рассказал газете 'Ведомости' представитель 'ЮКОСа', такое решение правление компании приняло в конце минувшей недели. 'Компания вынуждена была на это пойти, - объясняет он. - Транспортные издержки и таможенная пошлина составляют $150-170, а мы ограничены в доступе к собственным счетам, так как с них списываются средства в счет налогового долга. Мы поняли, что не можем нести такие затраты'. Он добавляет, что 'ЮКОС' пока продолжит поставки другой крупной китайской нефтяной компании - Sinopec, поскольку для нее это 'более критично'. 'Как только нам разморозят счета, мы тут же возобновим поставки в полном объеме, - говорит сотрудник 'ЮКОСа'. - И мы надеемся, что правительство понимает все репутационные риски для страны в случае перебоев с экспортом. Тем более что поставки нефти CNPC осуществляются по межправительственному соглашению'. По соглашению двух стран 'ЮКОС' должен до конца года поставить в Китай еще около 1 млн. тонн нефти. Месяц назад президент РЖД Геннадий Фадеев заявлял, что 'китайская сторона' гарантировала оплату доставки нефти 'ЮКОСа' в Китай, однако в компании эту информацию не подтверждали. Источник, близкий к правительству, считает нынешнее решение 'ЮКОСа' 'политическим шагом'. 'Если 'ЮКОС' продолжает финансировать поставки нефти по другим направлениям, значит, деньги у него есть', - рассуждает чиновник, напоминая, что приставы списывают лишь половину средств компании. А в случае реального 'бойкота' со стороны 'ЮКОСа', по его мнению, появятся другие желающие экспортировать нефть в Китай. 'С одной стороны, это так, - соглашается источник в одной из российских нефтяных компаний. - Но у какой компании найдется в срочном порядке большой объем свободной нефти? Вся она законтрактована, а снижать поставки в Европу мало кто согласится'. 'ЮКОС' не случайно решил остановить поставки сейчас, накануне назначенной на 24 сентября московской встречи глав правительств Китая и России, говорит руководитель Российско-китайского центра торгового сотрудничества Сергей Санакоев. 'Заявление 'ЮКОСа' вносит сумятицу в повестку дня встречи, и обсуждения дела 'ЮКОСа' теперь не избежать, - считает он. - Это был выстрел в нужный момент'. С ним соглашается и аналитик банка 'Зенит' Сергей Суверов: 'ЮКОС' прежде всего руководствуется политическими соображениями и наступает на больную мозоль правительства'. Между тем, у действий компании есть и чисто экономическое объяснение, рассказал 'Ведомостям' на условиях анонимности один из менеджеров 'ЮКОСа'. По его словам, 14 сентября правление компании решило сократить с 380 до 230 тыс. тонн сентябрьские поставки в Китай через погранпереход Забайкальск, где идет нефть для CNPC. В октябре же поставки прекратятся совсем, поскольку прокачка нефти из Ангарска на Забайкальск (1500 км) обходится в $60 за 1 т. А вот поставки через погранпереход Наушки, где идет нефть для Sinopec, стоят $30 за тонну при расстоянии 700 км. 'Поставки на Забайкальск становятся неэффективными, так как с 1 октября пошлины на нефть повышаются с $65 до $87 за тонну', - поясняет собеседник 'Ведомостей'. Топ-менеджер РЖД сказал 'Ведомостям', что 'ЮКОС' заранее предупредил монополию о прекращении отгрузки части нефти в Китай. 'Но мы от этого ничего не теряем, ведь компания больше стала отгружать нефти на внутренний рынок', - говорит он. 'ЮКОС' в 2003 году добыл 80,8 млн. тонн нефти. Его выручка за 9 месяцев 2003 года по стандартам US GAAP составила $12,2 млрд., чистая прибыль - $2,5 млрд. В 2003 году 'ЮКОС' поставил в Китай по железной дороге 3,5 млн. тонн нефти и намеревался в 2006 году довести эту цифру до 15 млн. тонн. Специально для реализации этого проекта 'Российские железные дороги' инвестируют 40 млрд. рублей. в развитие инфраструктуры на китайском направлении. Из 54,5 млн т сырой нефти, перевезенных в прошлом году по сети РЖД, доля 'ЮКОСа' составила 31,7% (17,3 млн. тонн).
Комментарии