Конфереция

Юрий Трутнев: Сегодня территория страны поделена крупными игроками на несколько сфер влияния

Юрий Трутнев сегодня на брифинге в рамках Третьего Байкальского экономического форума в Иркутске заявил: "Действующий закон о недрах не стимулирует инвестиции в геологоразведку, так как компании, открывшие месторождения, не защищены законом". Далее министр природных ресурсов отметил, что "Сегодня территория страны поделена крупными игроками на несколько сфер влияния". Ранее отмечалось, что общественность поддерживает работу МПР России по пересмотру лицензионных соглашений, которые ранее не содержали необходимых требований к недропользователям. Положительной оценки заслуживает включение в новые лицензионные соглашения четких требований по срокам ввода месторождений в эксплуатацию. Вместе с тем при пересмотре лицензионных соглашений нельзя не учитывать интересы развития смежных отраслей экономики, которые обеспечивают техническое перевооружение нефтегазового комплекса. Металлурги, машиностроители, конверсионные предприятия, а также сервисные компании, сильно зависят от заказов нефтяников и газовиков. Несмотря на рост доходов российских нефтяных компаний и критический износ основных фондов, по итогам 2003 года наблюдалось снижение закупок нефтегазового оборудования российскими нефтяными компаниями. Снижение заказов не связано с якобы низкой конкурентоспособностью российского нефтегазового оборудования. Сегодня его производят и успешно экспортируют многие предприятия оборонно-промышленного комплекса с высокой технологической дисциплиной. Основная причина заключается в стремлении российских нефтяных компаний минимизировать вложение средств в развитие собственной отрасли. В ряде компаний имеют место процессы деградации, при которых все усилия направляются только на увеличение добычи (часто это сопровождается нарушением режима эксплуатации) и последующего экспорта сырья. Параллельно увеличивается доля импортного оборудования и услуг в общем объеме заказов российских предприятий нефтегазового комплекса. Такой масштабной экспансии иностранных геофизических, геологоразведочных, буровых и иных сервисных компаний никогда не наблюдалось. Нефтяной комплекс садится на "технологическую иглу", сознательно обрекая себя на необоснованную зависимость от иностранной техники и технологий. Не является особым секретом, что завышение цен при импорте оборудования и заказы работ иностранным сервисным компаниям являются сегодня одним из основных способов перевода нефте- и газодолларов за рубеж. Для исправления сложившейся ситуации необходимо при подготовке новых лицензионных соглашений включать в них требования, обеспечивающие развитие предприятий нефтегазового комплекса на основе достижений российской промышленности. Требуется обязать нефтяников и газовиков заботиться о техническом перевооружении своих отраслей. Только при этом условии можно обеспечить экологическую безопасность, прирост запасов, объемов буровых работ и преодолеть негативные тенденции в сырьевом комплексе. Пересмотр лицензионных соглашений является сегодня уникальной возможностью для обеспечения технического перевооружения сырьевых отраслей и приданию мощного инвестиционного импульса большой группе смежных отраслей отечественной промышленности. Поддерживая подготовку нового закона "О недрах", промышленники предлагают законодательно обязать все компании, разрабатывающие российские недра, ориентироваться на отечественную промышленную продукцию. Такое условие (70% доля российского участия в подрядных работах) содержится даже в Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции", где, как известно, операторами являются иностранцы. Критика иностранных недропользователей за использование импортного оборудования выглядит странно, если не ввести законодательных ограничений для российских нефтяных компаний. Промышленники предлагают пересмотр лицензионных соглашений и разработку новой редакции Федерального закона "О недрах" проводить с учетом интересов развития российской промышленности и предлагают МПР России и Минпромэнерго России обеспечить участие своих представителей в доработке законодательства о недропользовании.
Комментарии