Конфереция

Топливники опережают нефтяников

Операторы топливного рынка инвестируют в научные проекты, позволяющие улучшить качество топлива в независимости от планов нефтяных компаний по модернизации заводов. Трудно представить существование современного рынка нефтепродуктов без топливных присадок. Эти специальные добавки в топливо позволяют при грамотном применении не только улучшить качество бензина или дизельного топлива, но и снизить расход горючего. Некоторые виды присадок позволяют очищать топливную систему автомобиля от скопившейся в ней ржавчины и воды. Старые технологии российских НПЗ улучшают присадками Российский топливный рынок использует присадки к топливу уже достаточно давно. Это объясняется стремлением нефтетрейдеров предоставить покупателям продукт более высокого качества, чем тот бензин, который получают компании с российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). 'Низкий уровень выходящих с нефтеперерабатывающих заводов топлив можно объяснить отсутствием в нашей стране на протяжении длительного времени должного внимания к внедрению для новых автомобилей систем термокаталитической нейтрализации отработанных газов, а, следовательно, и отсутствием специальных топлив и установок для их производства', - считают специалисты петербургского института ГПС МЧС России. Кроме того, элементарное отсутствие средств на модернизацию заводов, приводит к отставанию России от большинства ведущих мировых держав по вопросу качества нефтепродуктов. Так, например, только в Западной Европе в реконструкцию и модернизацию существующих нефтеперерабатывающих заводов вкладывается 20-25 млрд. долларов, а примерно 15-20 НПЗ из-за отсутствия средств на их переоснастку, будут скоро закрыты. Если сегодня многие европейские страны только пытаются ввести запрет на въезд российского автотранспорта, то завтра этот запрет может стать повсеместным. Поэтому, Россия не имеет права игнорировать проблему качества нефтепродуктов, изготавливаемых внутри страны. А одним из путей повышения качества является применение различных присадок. Не все присадки применимы Первые опыты по изучению влияния топливных присадок на двигатели автомобилей происходили в 70-80х годах прошлого столетия. Именно тогда автомобильная промышленность стала устанавливать на новые автомобили системы электронного дозирования топлива. Тогда на смену этиловой жидкости стали приходить антиденатационные присадки на основе металлоорганических соединений и в виде специальных кислородосодержащих соединений (спирты, эфиры). Эти присадки оказывали большое влияние на экологию. Но основным их недостатком стало негативное воздействие на двигатель. На этом основании металлоорганические присадки на сегодняшний день практически выведены из оборота. Например, в европейских странах и в США марганцевые антидетонаторы полностью запрещены к использованию в автомобильных топливах. В России, такой запрет был узаконен только в конце 90-х годов, изменением 1 к ГОСТ 51105 - 97 'Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия'. Этот ГОСТ запрещает поставку в регионы, где введен запрет на применение этилированных бензинов марганцевых антидетонаторов. Другие химические соединения, используемые в качестве присадок к топливу, так же начинают признавать высоко токсичными. Различные соединения из класса ароматических аминов, оксигинатные антидетонаторы и некоторые другие присадки второго поколения постепенно прекращают применять на практике. Российский рынок присадок обновится В скором времени в России специалисты ожидают появления российских аналогов новых европейских бензинов 'Нормаль-80', 'Регуляр-91', 'Премиум-95', 'Супер-98'. Все они должны будут соответствовать названному выше ГОСТу. Однако их внедрение тесно связано с необходимостью модернизировать отечественные НПЗ по примеру европейских заводов. К этому российские собственники нефтеперерабатывающих мощностей еще не готовы. Присадку в топливо добавят на нефтебазе Соблюдая специальную технологию присадки в моторное топливо можно добавлять на нефтебазах, что усиливает эксплуатационные характеристики исходного продукта и не связывает топливников с возможностями НПЗ. Именно к такому способу прибегают в Петербурге владельцы крупнейших нефтебаз - 'Петербургская топливная компания' и финская компания 'Несте Санкт-Петербург'. ПТК внедрила на своих АЗС серию кислородосодержащих топлив ЕВРО, получаемых на основе присадок '0011' (к бензинам) и '0010' (к дизельным топливам). Эти присадки разработаны в 2001 году в Санкт-Петербурге в результате испытаний по снижению токсичности отработавших газов. Как отмечает председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Петербурга Дмитрий Голубев, 'оптимальный состав моторных топлив ЕВРО с комплексными присадками позволяет улучшить полноту сгорания топлива в двигателях, что в итоге влияет на снижение удельного расхода топлива и выбросов вредных веществ в отработавших газах'. Он так же подчеркнул и другие преимущества этого вида топлива: очищение камер сгорания и газовыхлопных систем автомобилей от нагара, увеличение КПД и моторесурса двигателя. Голубев считает, что при 'постоянном массовом применении топлив ЕВРО на территории Санкт-Петербурга в течение кратчайшего времени можно добиться существенного снижения количества токсичных выбросов в воздушный бассейн города от автомобильного транспорта'. 'Несте', являясь петербургским подразделением концерна FORTUM, применяет к реализуемым в России бензинам присадку Futura, разработанную специалистами 'материнской' компании. Эти моторные топлива относятся к так называемой 'зеленой линии' и продаются только на собственных АЗС 'Несте'. Изготовление топлив Futura происходит на нефтепродуктовом терминале в поселке Бронка на основе бензинов Киришского НПЗ. Как показывают исследования, 'зеленая линия' 'финских' бензинов не содержит свинца и подходит для машин с катализаторами. К основным ее положительным свойствам можно отнести эффективное распыление топлива и максимальное сгорание. Кроме того, примеси Futura предотвращают коррозию деталей топливной системы и предохраняют топливные системы от образования смолы. Проблема качества топлива, напрямую связанная с использованием присадок, уже в ближайшие пять лет может стать особо актуальной для большинства жителей страны. По оценке Минпромэнерго РФ, к 2010 году количество автомобилей в нашей стране возрастет примерно в 2 раза, количество автобусов - на 30%. Таким образом, число автомобилей на 1000 жителей страны увеличится со 140 до 250 единиц.
Комментарии