Конфереция

Головокружение от бензина

О попытках государства административными методами сдержать цены на автозаправках рассказывает Дмитрий КАРЯКИН, глава управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе Федеральной антимонопольной службы (ФАС). - "Картельный сговор" - кажется, что это понятие из какого-то вестерна. Между тем оно стало нашей реальностью. Объясните, какова его схема? - Предположим, в городе есть пять вертикально интегрированных нефтяных компаний. Они действуют через свои "нефтесбыты". Доля каждой такой компании на рынке, к примеру, 17 процентов. Умножив 17 на 5, нетрудно вычислить, что эти компании контролируют 85 процентов рынка. Одна компания повлиять на рынок не может: если она поднимет цены, спроса на ее товар не будет. Поэтому крупные компании договариваются о том, что, условно говоря, с 1 июня они повышают цену на АЗС с 10 до 11 рублей за литр бензина. Но чаще цены повышают на уровне нефтесбыта - за тонну. После чего АЗС вынуждены поднимать свои цены. Более того, такие вопросы запросто могут решаться на локальном, местном уровне: пока высшее руководство крупных компаний занято важными делами, местные "генералы" спокойно договариваются между собой. - Насколько сложно выявить картельный сговор и по каким признакам это делается? - Обычно все подобные договоренности носят устный характер. Поэтому их очень сложно доказать. Чаще всего основанием для подозрения в нарушении антимонопольного законодательства является некая параллельность в действиях компаний. А дальше анализируется динамика цен, изменение структуры затрат, то есть уже чисто экономические категории. - Насколько эффективны административные меры в борьбе с ростом цен на бензин? - Как известно, в сфере нефтепродуктов у нас ценообразование рыночное, этот сектор государством не тарифицируется. Понятно, что, если люди покупают бензин по данной цене, значит, она равновесна, то есть обусловлена спросом и предложением. Кроме того, есть достаточные рыночные факторы для подобных ценовых движений: парк машин ежегодно увеличивается, потребление нефтепродуктов растет. С другой стороны, понятно, что для страны, у которой есть свои нефть и нефтепереработка, себестоимость производства бензина ниже, чем в США. А значит, нынешняя ситуация явно ненормальна и требует анализа и принятия адекватных мер. - Какие санкции предусматривает антимонопольное законодательство в случае выявления картельных сговоров? - Санкции могут быть различные. Безусловно, в случае обнаружения сговора мы настаиваем на изъятии прибыли, полученной в результате такого сговора. Если это сговор между АЗС, это один порядок цифр, а если между вертикально интегрированными нефтяными компаниями по всей стране - совсем другой. Сейчас ФАС завершает работу по включению вертикально интегрированных нефтяных компаний в федеральный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке долю более 35 процентов, то есть, грубо говоря, в реестр монополистов. Это первый процессуальный шаг, который позволит нам совершать дальнейшие действия. Штрафы сегодня минимальны - с точки зрения влияния на нарушителей закона они не интересны ни им, ни нам: что такое 15 тысяч долларов штрафа с компании, которая посредством монополистической деятельности зарабатывает миллионы? Поэтому нужно менять законодательство и резко увеличивать штрафы. Наше ведомство сейчас работает в этом направлении - в частности, планируется перейти на систему штрафов от оборота деятельности компании и усилить полномочия ФАС в части разделения компаний. Мы приложим усилия к тому, чтобы это было реализовано максимально быстро. Хроника выявления картельных сговоров нефтяных компаний на территории России в 2004 году Май Ставропольское теруправление ФАС возбудило дело против девяти компаний, работающих на ставропольском рынке нефтепродуктов, по признакам нарушения Закона о конкуренции: ОАО "Ставропольнефтепродукт", ООО "ЛУКойл - Югнефтепродукт", ООО "Рокада - Кавминводы", ОАО "НК "Роснефть - Ставрополье", ОАО "НГК "Ставрополье", ООО "Ставнефть", ООО "Башойл - КМВ", ЗАО "НК "Кондор", ООО "Флер". Из-за согласованных действий этих компаний в крае единовременно выросли цены на бензин АИ-92 и АИ-95. Суд признал обвинение и обязал компании перечислить в федеральный бюджет необоснованно полученный доход. Решение обжаловано в суде. Июнь Астраханское теруправление ФАС возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства на рынке розничной реализации бензина в отношении ООО "Астраханьгазпром" и ООО "ЛУКойл-Нижневолжскнефтепродукт". Их совокупная доля на региональном рынке розничной реализации бензина в совокупности составляет более 80 процентов. 21 июня 2004 года обе компании одновременно установили одинаковую цену на бензин. Компаниям выдано предписание о приведении цен к конкурентному уровню. Калининградское теруправление ФАС возбудило дело против компаний "ЛУКойл-Калининградморнефть" и "Калининграднефтепродукт", одновременно увеличивших цены на нефтепродукты. Дело прекращено за отсутствием доказательств. Июль Управление ФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу возбудило дело о нарушении Закона о конкуренции против ОАО "Нефтяная компания "Роснефть-Ямалнефтепродукт" и ООО "ЛУКойл-Югра". Было установлено, что указанные компании с августа 2003 года устанавливали одинаковые розничные цены на все марки бензина и дизельного топлива на розничном рынке Салехарда и Лабытнанги и одновременно их повышали. Компаниям дано предписание привести розничные цены на нефтепродукты в округе к конкурентному уровню. В Кургане возбуждено дело в отношении компаний "Роснефть-Курганнефтепродукт" и "ЛУКойл-Челябнефтепродукт": они обвиняются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты. Дело рассматривается.
Комментарии