Конфереция

Что предпочитают в Петербурге - топливные талоны или смарт-карты?

Миллионы литров моторного топлива ежедневно заливаются в бензобаки автотранспорта производственных предприятий Санкт-Петербурга. Систему учета за расходованием топлива каждая компания выбирает исходя из своей специфики работы. В основном, крупные предприятия, чаще всего ГУПы, заключают договора на поставку топлива один раз в год. С выбранными нефтетрейдерами заказчики работают, в большинстве случаев, на условиях предоплаты. Таким образом, выбор у заказчиков не велик - предприятия, закупающие моторное топливо, либо получают его по топливным картам, либо по сервисным абонементам (талонам). Первая система является наиболее привычной для предприятий. Однако она имеет множество 'минусов'. В частности, учет талонов происходит только в момент их приобретения предприятием и в момент передачи водителю. Затем водитель расходует талоны самостоятельно, а отчитывается перед собственным руководством через путевые листы. Как известно, нормы потребления топлива в путевых листах приводятся усредненные. Таким образом, сэкономив топливо, водитель имеет возможность продать свой талон, используя его как высоко ликвидную ценную бумагу. Система реализации топлива через карты является все еще новой для российского рынка. Но она практически лишена каких-либо 'минусов'. По топливным картам нельзя воровать топливо, система учета расхода топлива прозрачна, то есть любой менеджер компании может контролировать расход горючего не выходя из офиса. Кроме того, используя дополнительные информационно-сервисные системы, предлагаемые владельцам смарт-карт, закупки топлива можно производить через Интернет. Агентство 'Аи92' решило выяснить, на сколько руководители городских предприятий готовы к введению новых современных систем контроля за расходом топлива. Сегодня публикуются результаты опроса городских структур, имеющих транспортные подразделения, на тему учета расхода моторного топлива. ГУП 'Пассажиравтотранс' Большая часть топлива закупается предприятием через систему смарт-карт. Поставщиками предприятия являются 'Петербургская топливная компания' (90% от общего объема поставок), 'ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт' (7%) и 'Кингисеппская топливная компания' (3%). Только 2% от общего объема расходуемого топлива отпускается водителям 'Пассажиравтотранса' по талонам (только на АЗС ПТК). При этом, талоны используются для технических нужд, например, в качестве резерва в зимнее время года. Другой вариант эффективного применения топливных талонов - междугородние автобусные рейсы. В руководстве предприятия уверены, что при регулярных поставках топлива, талонная система не нужна. Контроль за расходом топлива 'Пассажиравтотранс' осуществляет регулярно. Ежесуточный 'срез' потребляемых нефтепродуктов дают все автопарки предприятия. При составлении отчетов расхода топлива по талонам, водители обязаны предоставлять путевые листы с соответствующими отметками. Общий объем потребляемого предприятием топлива - более 4,5 млн. литров в месяц. ГУП 'Водоканал' Общий объем потребляемого моторного топлива составляет 700 тыс. литров в месяц. Около 75% топлива 'Водоканал' приобретает по смарт-картам, остальные 25% закупаются по абонементным талонам. Учет расхода бензина и дизельного топлива, получаемого водителями по талонам, ведется по путевым листам. Директор департамента логистики ГУП 'Водоканал' Елена Космачева отмечает, что 'без талонов 'Водоканал' работать не сможет, поскольку для аварийных выездов ремонтных бригад необходим постоянный гарантированный резерв топлива'. Она считает, что 'Водоканалу' удобно работать при таком соотношении способов приобретения горючего для транспорта. Однако она не исключает возможности снижения в будущем году доли топливных талонов в общем объеме закупок моторного топлива до 10%. ОАО 'Ленэнерго' Объем ежемесячного потребления бензина компанией 'Ленэнерго' составляет примерно 800 тонн. Еще недавно сумма средств, ежемесячно направляемых 'Ленэнерго' на закупку моторного топлива составляла 6-7 млн. рублей в месяц. Сейчас эти затраты возросли до 8-9 миллионов рублей. Большая часть топлива отпускается водителям по талонам, которые приобретаются у постоянных партнеров 'Ленэнерго' - 'Балт-Трэйд', 'Фаэтон' и ПТК. Неучтенного топлива быть не может, считают в энергокомпании. Равно как и хищения. 'Речь можно вести о том, насколько эффективно используется топливо, а это уже предмет компетенции конкретных руководителей. Любой директор любого структурного подразделения, у которого находится на балансе техника, имеет возможность выбора - либо купить услугу на стороне, либо обеспечить ее себе самостоятельно. Машину можно заказать, зная стоимость, допустим, ее суточной аренды. А можно купить ее и эксплуатировать - платить заработную плату водителю, обеспечивать предрейсовые осмотры, врача, механика, ремонт и так далее. При этом я должен контролировать деятельность водителя, и эта работа у нас достаточно выстроена. Вопрос о списании части топлива 'не туда' даже не обсуждается. Я могу заверить, что в компании этот вопрос жестко контролируется. Были единичные случаи, но по их выявлению и предотвращению мы работаем совместно дирекцией по безопасности и наказанием, как правило, служит немедленное увольнение', - говорит директор коммерческой дирекции 'Ленэнерго' Сергей Гращенков. 'Конечно, есть над чем работать. Есть, я считаю, у нас резервы чтобы снизить затраты по эксплуатации транспорта. И рычаги здесь, пожалуй, главным образом административные - повышать уровень компетентности и ответственности каждого конкретного руководителя и каждого конкретного структурного подразделения, - продолжил Гращенков. - Каждый руководитель вечером, принимая технику, должен посмотреть на спидометр и в путевой лист - сколько проехал водитель, куда он ездил. Необходима многоуровневая система контроля. В первую очередь со стороны того, кто принимает услугу. Мы готовимся к тому, что в ближайшее время наша деятельность будет подчиняться рыночным механизмам. Поэтому и водителей, и руководителей мы к этому готовим. Если цена наших услуг будет дороже, чем на рынке, мы будем не востребованы. И это будет уже проблема как руководителей, так и работников предприятия'. ГУП 'ТЭК СПб' Водители спецтранспорта ГУП 'ТЭК СПб' ежедневно отчитываются по путевым листам, поскольку основной способ закупки топлива для транспорта - талоны. Контроль за расходом топлива производится исходя из утвержденных норм. Среднемесячный расход бензина А-76 составляет 177тыс. 291 л., бензина Аи-92 - 43 тыс. 046 л., бензина Аи-95Е - 5тыс. 507 л., ДТ - 357 тыс. 990 л., жидкого газа - 3 тыс. 197 л. По талоном топливо в компании закупается в следующем процентном соотношении от общего литража: бензин А-76 - 99,7%, бензин Аи-92 - 74,4%, бензин Аи-95Е - 2,5%, ДТ - 96,6%. Для исключения проблем хищения топлива производится выборочная проверка остатка топлива в баках автомобилей, а также проверка спидометрового оборудования. При выявленных случаях несоответствия остатков топлива или нарушений эксплуатации спидометрового оборудования к водителям принимаются административные меры. ГУВД Офицеры управления материально-технического снабжения ГУВД оказались не многословны. Общий объем ежемесячно потребляемого милицейским автотранспортом топлива в управлении сообщить отказались. Корреспонденту 'Аи92' сообщили, что все закупки бензина осуществляются 'только по талонам'. Система отчетности за полученное топливо ГУВД вполне устраивает, и вряд ли что-то будет изменено в будущем году. В 2004 году поставщиками топлива для ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области являются 'Фаэтон', 'СТЭК' и 'ПТК'. 'Балтикстар' В частной компании 'Балтикстар', занимающейся коммерческими пассажирскими автобусными перевозками, топливо расходуется как по талонам, так и по картам. При этом система смарт-карт применяется компанией в основном для заправки больших автобусов (дизельное топливо на АЗС 'Несте-Санкт-Петербург'). То есть примерно 30% от общего объема топлива приобретается через карточную систему. Остальные закупки производятся водителями микроавтобусов по талонам на АЗС ПТК. Расход топлива контролируется в этом случае согласно километражу автопробега. Общий объем потребления - примерно 320 тысяч литров в месяц. 'Т-Лайн' Другой городской коммерческий автобусный перевозчик - компания 'Т-Лайн' заправляет свой транспорт за наличный расчет. Такая система представляется руководству предприятия весьма удобной. Водители компании заправляются на ближайшей удобной АЗС, и отчитываются за расходуемое топливо по кассовым чекам. Дизельное топливо в автобусы компании заливается на АЗС 'Несте-Санкт-Петербург', бензин - на заправках 'Балт-Трейд' и 'ЛУКОЙЛ - Северо-Западнефтепродукт'. Общая потребность моторного топлива составляет 78,3 тысячи литров в месяц.
Комментарии