МЧС изменило свое мнение относительно лицензирования АЗС как производственных пожароопасных объектов после разъяснений Генеральной Прокуратуры РФ о том, что автозаправочные станции следует относить к пожароопасным производственным объектам. Как заявил агентству 'Аи92' бывший главный инспектор России по пожарному надзору, ныне - и. о. начальника Северо-Западного центра МЧС РФ Александр Чуприян, требование о специальном лицензировании АЗС возникло после детальной проработки руководством пожарного подразделения МЧС законодательной базы. Так, в частности, основным фактором, повлиявшим на изменение решения со стороны МЧС, стали разъяснения Прокуратуры относительно хранения топлива. 'На АЗС есть хранение топлива, это - несомненно! Следовательно, такой объект должен относиться к разряду производственных пожароопасных объектов и лицензироваться', - добавил Чуприян в беседе с корреспондентом 'Аи92'.
История вопроса о лицензировании АЗС
Напомним, что в ходе административной реформы в России, часть видов деятельности, подлежащих лицензированию, была упразднена. Большие споры, в связи с этим, вызвал вопрос о лицензировании АЗС как пожароопасных производственных объектов. Топливники посчитали, что заправки не относятся к таким объектам, и значит, лицензию у пожарных получать не надо. Однако в некоторых регионах местные чиновники МЧС требовали подобную лицензию у владельцев автозаправок. Тогда, Российский Топливный союз (РТС) обратился в Генпрокуратуру, которая потребовала письменных разъяснений МЧС. Сам Александр Чуприян, в мае этого года направил прокурорам письмо, где он признавал АЗС объектом, не подлежащим дополнительному лицензированию. Но такое решение устроили далеко не всех. Уже в июле Чуприян пересмотрел свое предыдущее письмо и направил поручения региональным управлениям МЧС с просьбой осуществлять контроль за лицензированием АЗС как пожароопасных производственных объектов.
АЗС пожароопасны до конца года
Сегодня московский чиновник МЧС, направленный на работу в Северо-Западный федеральный округ, признает, что лицензирование АЗС подлежит упразднению по решению российского Правительства. В то же время, до 1 января 2005 года старый закон, подразумевающий лицензирование, действует, 'его никто не отменял'. Поэтому в ближайшие четыре месяца представители пожарных подразделений МЧС имеют полное право не только штрафовать владельцев АЗС за отсутствие лицензии, но и приостанавливать работу станции. Как выяснили аналитики 'Аи92', ни одна топливная компания Петербурга не имеет лицензии на эксплуатацию АЗС как пожароопасного объекта. Поэтому, теоретически, закрытию подлежит любая АЗС города. Но проверкам не может подвергаться любая АЗС по прихоти чиновников. Ревизия пожарного надзора, согласно российскому законодательству, может быть произведена только в соответствии с графиком плановых проверок. На частных производственных объектах такие проверки допустимы не чаще, чем раз в два года.
Прокуратура поправила чиновника
Чуприян не только признается в том, что изменил свое решение относительно АЗС после того, как его поправила Генеральная Прокуратура. Руководитель Северо-Западного центра МЧС считает, что 'подземные и надземные хранилища АЗС оборудованы обычно в соответствии со всеми требованиями пожарных'. Исходя из этого, Чуприян предполагает, что на АЗС чрезвычайная ситуация может возникнуть только в момент заправки автотранспорта, или в момент перегрузки топлива, то есть опасно, по его мнению, растекание топлива. 'Вообще, АЗС - не настолько уж и сложный технологический процесс. Это, скорее, магазин, который продает товар. Но мы называем его производственным объектом, поскольку есть хранение. Именно по этому поводу меня поправила Прокуратура', - заявил вчера Александр Чуприян.
Но ведь факт хранения топлива присутствует и в баке автомобиля. Однако никаких инициатив по отнесению авто к пожароопасным производственным объектам не выдвигается. Позиция властных структур в этом вопросе ясна, как ясно и то, что основывается она отнюдь не на конкретных формулировках в законе, а имеет место быть именно благодаря расплывчатости формулировок, которые дают право на существование всевозможным разночтениям. Но говорить о несовершенстве федерального законодательства - все равно что сотрясать воздух.
Понятна и позиция нефтетрейдеров, которым предстоит выкладывать немалые деньги не только за лицензию, которая стоит 1,5-2 тыс. рублей, но, главным образом, за проведение промышленной экспертизы, необходимой для получения лицензии. Если учесть, что экспертиза стоит порядка 1000 долларов, а лицензия выдается сроком на 4 месяца, то ежегодно операторам топливного рынка придется расставаться с кругленькой суммой, и все это лишь потому, что кто-то 'недоформулировал', а кто-то этим воспользовался.
Вполне очевидно, что решение МЧС затеять спор с топливниками санкционировано на высоком уровне. В связи с этим, направленное обращение Российского Топливного Союза в Прокуратуру, скорее всего, не принесет ощутимых для топливников результатов. Юридические заключения относительно правоприменения закона о лицензировании отдельных видов деятельности, а так же об отнесении АЗС к объектам производственным и пожароопасным у топливников есть. Закон на стороне топливных операторов. Адвокаты, привлеченные нефтетрейдерами, считают, что спешить выяснять отношения с Прокуратурой и МЧС не стоит. В случае прецедента (если какой-либо топливной компании закроют бизнес) через суд не сложно будет добиться отмены такого решения.
Комментарии