Конфереция

Нефтяников уличили

В 'сговоре' с региональными властями. Платить больше налогов должен не только 'ЮКОС', но и другие нефтяные компании - к такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты, проверявшие эффективность сбора налогов с нефтяников. Теперь Счетная палата намерена прикрыть оставшуюся в законодательстве налоговую лазейку - субвенции региональных бюджетов. Как рассказал 'Ведомостям' один из сотрудников Счетной палаты, недавно аудиторы закончили проверять, насколько эффективно собираются налоги с нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий. И теперь, по словам собеседника 'Ведомостей', аудиторы недоумевают, почему налоговые претензии на сотни миллиардов рублей предъявлены только 'ЮКОСу', когда подобными схемами минимизации налогов пользовались все крупные нефтяные компании. 'Тогда и с них надо требовать возврат недоплаченных налогов в бюджет', - говорит источник 'Ведомостей'. Сотрудник Счетной палаты сообщил, что у 'ЛУКОЙЛа' и 'Сибнефти' аудиторы проверяли уплату местных налогов, а у ТНК-BP и 'Роснефти' исследовали применение трансфертного ценообразования. А его коллега уточняет, что результаты изучения налоговой практики 'ЛУКОЙЛа' в регионах могут быть рассмотрены коллегией СП в ближайшую пятницу. Рассказать подробнее о выводах аудиторов собеседники 'Ведомостей' отказались. Но руководивший этой проверкой аудитор Счетной палаты Владимир Пансков сообщил 'Интерфаксу' о новой 'налоговой схеме': компания полностью платит налоги, но затем по соглашению между ней и администрацией региона местные власти возвращают компании 80% уплаченных в региональный бюджет налогов. Впрочем, 'все действуют строго в рамках закона', был вынужден признать Пансков. Чтобы прекратить эту практику, Счетная палата предлагает внести поправки в статью 80 Бюджетного кодекса, которая позволяет финансировать из бюджета негосударственные организации. Хотя она предусматривает обмен инвестиций на долю в компании, нефтяники легко обходили это требование: в договоре с региональными властями инвестиции назывались субвенциями (безвозмездная передача денег). В июле, например, нефтяная компания ТНК-BP договорилась о такой схеме с Тюменской областью - региональные субвенции для Уватского проекта составят около $200 млн в течение 20 лет (это около 10% от необходимых инвестиций). Губернатор Тюменской области Сергей Собянин так описывал механизм господдержки: область будет возвращать ТНК-BP часть налога на прибыль (4% от прибыли), и эти деньги компания обязана потратить на освоение месторождений. В ТНК-BP считают, что претензии Счетной палаты не имеют к ним отношения. 'О возврате 80% налогов речи не идет. Единственная наша льгота - это 4% от налога на прибыль, которые идут в развитие региона', - возмущается представитель компании. А сотрудник администрации Тюменской области признается, что, если 'прикроют' механизм субвенций, региональные власти будут 'искать другие варианты сотрудничества с нефтяниками в рамках правового поля'. 'Как же иначе привлечь инвесторов?' - вопрошает он. Источник в Счетной палате утверждает, что подобными схемами пользовался и 'ЛУКОЙЛ' в Пермской области и Республике Коми. Но начальник отдела компании по связям с инвесторами Геннадий Красовский не смог подтвердить или опровергнуть эту информацию. Сотрудник Минфина с сожалением признает, что субвенции вполне законны. 'Правильно ли их предоставлять - это вопрос морального характера. Но добиваться отмены субвенций нужно, ведь в итоге консолидированный бюджет теряет средства', - рассуждает он. О том же заявил 'Ведомостям' и его коллега из министерства по налогам и сборам. Впрочем, Генпрокуратура уже начала борьбу с субвенциями с губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына, обвиненного недавно в превышении должностных полномочий. В вину ему поставлен областной закон 'О стимулировании экономического развития в Ярославской области', позволяющий областным налогоплательщикам получать обратно до 80% региональной и местной части налогов в виде субвенций. 'Нельзя допустить, чтобы регионы просто возвращали уплаченные налоги. - отмечает партнер PriceWaterhouseCoopers Михаил Клубничкин. - Но если деньги идут на конкретные проекты, способствующие социально-экономическому развитию региона, в этом нет ничего не только нелегального, но и предосудительного'.
Комментарии