Даже продав все свое имущество, он не сможет их погасить.
Суд предъявил 11 дочерним компаниям "ЮКОСа" новые налоговые претензии на сумму свыше $2.6 млрд. и арестовал их счета. Теперь долги компании и ее "дочек" перед государством оцениваются в сумму $13 млрд. Это значит, что если "ЮКОСу" даже удастся продать оставшиеся активы по рыночной цене, его денег все равно не хватит, чтобы рассчитаться с государством.
Официальным поводом для ареста счетов "дочек" "ЮКОСа" стало обвинение, предъявленное Генпрокуратурой генеральному директору ООО "ЮКОС-ФЦБ" Ирине Голубь. Ее обвиняют "в предварительном сговоре с группой лиц и предоставлении в налоговые органы искаженной информации". В результате, по данным Генпрокуратуры, в 2000 и 2001 годах из-под налогообложения выведено около 77 млрд. рублей в 11 дочерних предприятиях "ЮКОСа".
"Могут прекратиться поставки топлива в 40 регионах России"
Басманный суд Москвы по ходатайству Генпрокуратуры арестовал 31 августа счета ОАО "Юганскнефтегаз", ОАО "Томскнефть-ВНК" и ФКБ МФ ЗАО "КБ "КРЕДИ МИОНЭ РУСБАНК". Правда, известно об этом стало только вчера. "Нас даже не пригласили на суд, - сказал "Известиям" пресс-секретарь "ЮКОСа" Александр Шадрин, - а об аресте мы узнали только после того, как наши дочерние предприятия получили постановление суда". В самом постановлении, которое имеется в распоряжении "Известий", отмечается, что "факты уклонения от уплаты налогов вышеперечисленных организаций, совершенные Ириной Голубь и другими лицами, имеются и в 2002-2003 годах". Однако в самой Генеральной прокуратуре вчера утверждали, что не имеют информации об аресте счетов "дочек" "ЮКОСа".
В официальном заявлении "ЮКОСа", посвященном решению Басманного суда, говорится, что "дочерние" компании теперь не смогут выплачивать зарплату работникам, платить текущие налоговые отчисления и оплачивать текущую производственную деятельность - то есть добывать и транспортировать нефть. Кроме того, в результате ареста счетов могут прекратиться поставки топлива для сельскохозяйственных работ в 40 регионах России. Двум дочерним компаниям - "Юганскнефтегазу" и "Томскнефти" - грозит полная остановка добычи нефти в течение двух-трех дней.
Однако юрист из компании "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин пояснил "Известиям", что суд, арестовав счета, наложил пока только обеспечительную меру. "Еще не было судебного решения о начале исполнительного производства", - говорит Валерий Тутыхин. Но теперь всякий раз, когда дочерние компании "ЮКОСа" захотят выплатить зарплату своим работникам или оплатить любые иные расходы, они будут вынуждены идти за разрешением в суд. Но ведь нефтяная компания может этого и не делать, чтобы обострить ситуацию до предела".
Министерство по налогам и сборам РФ резко отреагировало на заявление "ЮКОСа" о скором прекращении производственной деятельности. "Налицо попытка ввести в заблуждение общественное мнение, так как арестованные счета не имеют ни малейшего отношения к процессу выплаты заработной платы на предприятиях "ЮКОСа", никоим образом не лишают возможности рассчитываться с поставщиками и подрядчиками", - говорится в официальном сообщении министерства.
Напомним, что налоговые претензии государства к "ЮКОСу", подтвержденные судом и принятые к исполнению судебными приставами, за 2000 год уже составляют около $3.4 млрд. Согласно заявлениям налоговых инспекторов аналогичные суммы в ближайшее время могут быть предъявлены за 2001-2002 годы. Ранее налоговые инспекторы предъявили налоговые претензии на сумму в $3 млрд. к главному добывающему активу компании - "Юганскнефтегазу". Напомним, что к 1 сентября "ЮКОС" смог погасить только $2 млрд. долгов. Погасить долги за 2000 год в компании рассчитывали к октябрю, но для этого требовалось продавать акции "Юганскнефтегаза" по реальной рыночной стоимости.
По мнению эксперта ИК "Совлинк" Льва Сныткова, "теперь, когда стало понятным, что оценка "Юганскнефтегаза" будет высокой и близкой к ее рыночной стоимости, то есть $10-15 млрд., государство делает все возможное, чтобы максимально обременить "ЮКОС" новыми долгами. Это позволит все деньги, вырученные нефтяной компанией от продажи активов, забрать в зачет оплаты долгов".
"Мы устали от негатива и не реагируем так бурно"
Между тем рынок уже никак не реагирует на негативные новости по поводу опальной нефтекомпании. "Мы устали от негатива по "ЮКОСу" и не реагируем так бурно, как это было, например, в начале августа, когда за 15 минут котировки ценных бумаг компании могли упасть на 15%", - комментирует ситуацию старший трейдер ИК "Велес-Капитал" Алексей Никогосов. По его словам, рынок уже вторую неделю растет и готов расти и дальше вне зависимости от новостей по "ЮКОСу". К закрытию вчерашних торгов на РТС котировки ценных бумаг "ЮКОСа" подешевели не более чем на 2%, а сам индекс РТС даже подрос.
Эксперты об аресте счетов "ЮКОСа"
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин:
- Действия Генпрокуратуры ясно показывают, что под удар поставлен весь российский бизнес. Компанию приканчивают в целях передела собственности, но выступить в защиту некому. Бизнес-сообществу выступать бесполезно и невозможно - все боятся за себя. Политические партии деморализованы и не имеют никаких коммуникационных каналов. А в обществе наступило истощение - ведь история "ЮКОСа" длится уже год. Конечно, кризиса при ценах выше $40 за баррель все равно не будет. Но историю с "ЮКОСом" российская экономика будет расхлебывать долго.
Председатель попечительского совета Института проблем глобализации Михаил Делягин:
- В экономическом плане это такая же шоковая новость, как теракты - в плане политическом. Это означает, что высшее руководство страны уже не контролирует среднее звено: понятно, что государство хочет раздавить "ЮКОС", но не делать же это ценой срыва экспорта нефти. А вслед за приватизацией исполнительной власти началась приватизация судебной системы. То есть вертикаль власти начинает рассыпаться, становясь независимой не только от общества, но и от собственного руководства. Хотя арест счетов может быть и элементом торга - недаром суд по делу Ходорковского отложен. Однако процесс вышел из-под контроля. Лично я не верю в реальность перебоев с поставками нефти - они слишком важны для правительства. Но если они произойдут, мировая цена нефти может подняться на $2-4 за баррель.
Вице-президент РСПП Игорь Юргенс:
- Говорить с властями о ситуации бесполезно - нас все равно не слушают. А вменяемость правоохранительной и судебной системы вызывает сомнения: им бы сейчас террористов ловить, а они ерундой занимаются...
Главный экономист компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков:
- Через час после объявления об аресте счетов "ЮКОСа" рынок акций даже немного вырос. Это говорит о том, что рынок уже привык к новостям о "ЮКОСе" и ничему не верит. Поверит он только реальным событиям - например, прекращению поставок. Прогнозировать вероятность этого события невозможно: в стране, где присутствует логика, такая ситуация не может быть в принципе, в сегодняшней России возможно все.