Конфереция

Топливники готовы к спору с МЧС по вопросам лицензирования

Дебюрократизация российской экономики, объявленная нынешним российским правительством, встречает мощный отпор чиновников различных министерств. Участники топливного рынка смогли этим летом в очередной раз убедиться в нежелании чиновников МЧС отказаться от попыток причислить АЗС к промышленным пожароопасным объектам. Как уже сообщалось 'Аи92', летом этого года, пожарное подразделение МЧС вновь изменило свое решение относительно розничного топливного рынка. Из Министерства были направлены письма во все региональные подразделения, а так же уведомление в Российский топливный союз (РТС) о том, что владельцы АЗС обязаны получать специальную лицензию на предпринимательскую деятельность по эксплуатации АЗС как пожароопасного производственного объекта. Полученное топливниками юридическое заключение на решение МЧС говорит о полной противозаконности такого лицензирования. Все опрошенные 'Аи92' представители топливного рынка Санкт-Петербурга и Ленинградской области считают попытки МЧС ввести лицензирование настоящим произволом чиновников. В то время, когда правительство РФ сокращает количество лицензируемых видов деятельности, а, следовательно, 'прикрывает' некоторым министерствам дополнительные 'кормушки', некоторые члены правительства, пользуясь особым влиянием на премьер-министра или Президента, стараются сохранить свои источники дополнительного дохода. Безусловно, отмечает один из собеседников агентства, 'решение о лицензировании АЗС как пожароопасных объектов не преследует те цели, которые заявлены МЧС, скорее, это проявление узковедомственных интересов'. Топливники считают, что оффелированные к министерству компании, захотят получить за согласование всех документов, которые потребуются для такой лицензии, 30-50 тыс. рублей. Причем эти затраты пойдут на себестоимость топлива, то есть в итоге лягут на потребителя. Поскольку политическая целесообразность министерских решений порой трудно воспринимается населением страны, можно попытаться посмотреть на решение МЧС в отношении розничной продажи нефтепродуктов с точки зрения права. Управляющий партнер адвокатского бюро 'Бизнес-адвокат' Александр Кринский считает, что юридического будущего у намерения МЧС ввести лицензирование автозаправочных станций, нет. Согласно всем действующим российским законам о предпринимательской деятельности, а так же техническим нормативным требованиям, в том числе и Госгортехнадзора РФ, АЗС невозможно отнести к пожароопасным производственным объектам. В противном случае, кроме введения лицензии, необходимо пересматривать все прочие документы, регламентирующие эксплуатацию станций. Так, например, проектирование и сдача в эксплуатацию промышленных пожароопасных объектов должна происходить по иным правилам, чем это происходит при строительстве АЗС сейчас. А изменение этих нормативов лежит в ведении иных государственных органов, не зависящих от МЧС. Кринский так же отмечает, что 'государство вводит лицензирование не как фискальный инструмент, а как регулятор некоторых видов деятельности, опасных для населения'. Адвокат не смог привести ни одного примера, когда серьезные техногенные аварии происходили на АЗС, в то время, как, 'например, транспортные катастрофы случаются, к сожалению достаточно часто'. Но это же не означает, что самолеты или автотранспорт должны лицензироваться в МЧС как пожароопасные производственные объекты, хотя в них так же заливают топливо! По сути, считает Кринский, АЗС является лишь местом перелива топлива из одной емкости в другую, ни какого производственного процесса на АЗС нет. РТС, осознавая всю опасность бездействия, пытается принимать меры для того, чтобы оспорить решение МЧС. Обращение в Генеральную прокуратуру РФ по вопросу правомерности дополнительного лицензирования АЗС пожарными структурами направлено от имени Союза еще летом. Кроме того, вопросы о лицензировании АЗС планируется рассмотреть на ближайшем заседании РТС, которое пройдет 10 сентября в Липецке. Топливный союз так же намерен принимать активное участие в работе Минэкономразвития над поправками к закону 'О лицензировании отдельных видов деятельности'. Все предложения топливников по изменению законодательства будут обсуждаться в Липецке и затем, они будут переданы в Минэкономразвития. Адвокаты уверены, что пока рано бизнес-сообществу предпринимать какие-то юридические действия в споре с чиновниками МЧС, поскольку самого распоряжения об обязательном лицензировании АЗС как пожароопасных производственных объектов никто не видел. Письма от МЧС, в которых рекомендовано региональным подразделениям вводить лицензирования, юридической силы не имеют. В случае, если будет прецедент, какому-то предпринимателю выставят штраф за отсутствие лицензии, или появится само распоряжение МЧС, тогда, считает Кринский, нарушение прав собственника можно и нужно будет оспаривать в суде. 'Этот процесс будет заведомо выигрышным', - добавил адвокат.
Комментарии