'Транснефти' поменяли директоров
Правительство на днях поменяло совет директоров 'Транснефти', обойдясь без решения собрания акционеров компании. Чиновники называют эту неувязку последствием административной реформы, а 'Транснефть' надеется, что это не повлияет на ее работу. Но юристы предупреждают о возможных исках и советуют чиновникам все-таки провести внеочередное собрание акционеров монополии. На годовом собрании акционеров 'Транснефти' в конце июня были объявлены имена девяти членов совета директоров. Но, как потом признались 'Ведомостям' несколько чиновников, собрание прошло без утвержденной премьер-министром Михаилом Фрадковым директивы. Это лишь процедурная накладка, убеждали они, и устное согласие премьера на голосование было получено.
А вчера 'Транснефть' на своем сайте внезапно опубликовала измененный список совета директоров. Из него исчезли бывший начальник экономического управления администрации президента Антон Данилов-Данильян и его заместитель Анатолий Лукьянчук, которые были названы на годовом собрании. Их место в совете заняли нынешний руководитель экономического управления администрации Аркадий Дворкович и советник этого управления Дмитрий Петров.
Вице-президент 'Транснефти' Сергей Григорьев рассказал 'Ведомостям', что новый состав совета был направлен в компанию из секретариата совета директоров. От дальнейших комментариев он отказался.
Между тем по уставу 'Транснефти' совет директоров избирает собрание акционеров, причем обязательно в очной форме. Несколько источников, близких к совету директоров 'Транснефти', сообщили 'Ведомостям', что внеочередного собрания компании не было. Но, признались они, 23 августа была утверждена директива правительства по голосованию на собрании акционеров, в которой оказался изменен состав совета директоров.
Чиновники неохотно комментировали эту ситуацию, объясняя ее последствиями административной реформы. От комментариев отказался пресс-секретарь премьера Александр Жаров, официальные представители Минпромэнерго и новые члены совета 'Транснефти'. Источник в администрации президента объяснил 'Ведомостям' изменения в совете тем, что Данилов-Данильян покинул госслужбу, а 'Лукьянчука поменяли на Петрова по роду деятельности'. По информации высокопоставленного чиновника, 'все необходимые процедуры [для замены членов совета] были соблюдены' и после подписания директивы был составлен протокол собрания акционеров, который подписан представителем агентства по управлению федеральным имуществом. Каким числом подписан документ, чиновник не сказал, а в агентстве комментировать отказались. Но другой правительственный чиновник утверждает, что с июня акционеры 'Транснефти' не собирались на собрание ни разу.
'Мы не видим никаких проблем для компании в изменении состава совета директоров', - говорит Григорьев из 'Транснефти'. А вот юристы его оптимизма не разделяют. 'Легитимным в данном случае является совет директоров, избранный на собрании акционеров', - говорит управляющий партнер юридической фирмы Timothy's Евгений Тимофеев. И теперь, по его мнению, появился риск оспаривания решений совета. 'Может сложиться ситуация, когда голоса двух членов совета, не утвержденных собранием, будут решающими, - рассуждает юрист. - И в этом случае в суд может обратиться, например, контрагент "Транснефти", сделку с которым утверждала компания'. Управляющий партнер A.S.T. Legal Анатолий Юшин полностью согласен с коллегой: 'Возможны иски от контрагентов в крупных сделках и миноритариев'. С момента изменения состава совета он еще никаких решений не принимал. Но оба юриста советуют чиновникам провести внеочередное собрание акционеров. К тому же нынешняя ситуация может негативно отразиться и на имидже 'Транснефти'. 'Ведь так же, задним числом, могли поменяться и другие решения собрания, например о дивидендах', - рассуждает Лев Сныков из 'Совлинка'. Правда, чиновники уверяют, что все остальные решения собрания не изменились.
'Транснефть' действительно планирует провести в ближайшее время внеочередное собрание акционеров, чтобы продлить контракт президента компании Семена Вайнштока, но в проекте повестки дня нет вопроса о переизбрании членов совета.
Справка
'Транснефть' - монополия по транспортировке нефти. Государству принадлежит 75% уставного капитала (100% голосов), еще 25% акций - привилегированные. Выручка 'Транснефти' по МСФО за 2003 г. составила 114,16 млрд руб., чистая прибыль - 30,56 млрд руб.