Конфереция

ТНК-BP сортирует танкеры

Компания хочет перевозить свою нефть только на надежных судах Две крупные аварии танкеров с нефтью Тюменской нефтяной компании заставили ее преемника - ТНК-BP ужесточить требования к состоянию судов. Компания проинспектировала флот своих контрагентов. По итогам проверки ТНК-BP уже отказалась от услуг некоторых судоходных компаний. Осенью 2002 г. у побережья Испании потерпел аварию греческий танкер Prestige, перевозивший добытую ТНК нефть. А год назад в Самарской области сгорел танкер 'Виктория' судоходной компании 'Аншип' с 1000 т нефти компании ТНК на борту. Эксперты оценили тогда ущерб от аварии в $5 млн. Вице-президент ТНК-BP по продажам и логистике Джонатан Коллек говорит, что компания впредь намерена не допускать подобных инцидентов. Поэтому теперь для морских перевозок компания использует только те суда, которые значатся в базе данных BP Shipping как соответствующие всем стандартам. А вот речные танкеры компания решила подвергнуть собственной проверке. Для этого ТНК-BP наняла BP Shipping. Вице-президент 'Волготанкер АМС' (управляющая компания 'Волготанкера') Андрей Клейменов поясняет, что предприятия группы BP, как правило, фрахтуют только те суда, которые соответствуют стандарту BP-vetting. По его мнению, ему не соответствует практически ни одно судно, работающее в российских внутренних водах. Поэтому был разработан специальный 'промежуточный стандарт' - ISF. Каждый год требования будут повышаться, пока флот контрагентов не будет доведен до стандарта BP-vetting. Коллек рассказывает, что по заказу ТНК-BP специалисты BP Shipping проинспектировали более 100 судов. По итогам проверки с частью судовладельцев ТНК-BP решила расстаться. По его словам, одной судоходной компании был выплачен 'существенный' штраф, потому что ТНК-BP расторгла с ней контракт до его истечения. Он не сказал, что это был за судовладелец и какую неустойку выплатила ему нефтяная компания. Но суммарные расходы ТНК-BP на эту программу за год Коллек оценивает ориентировочно в $5 млн с учетом того, что фрахт танкеров, прошедших процедуру веттинга (проверки на соответствие стандартам), обходится дороже. Сейчас, рассказывает представитель ТНК-BP, его компания работает с восемью судовладельцами. Среди прочих инспектированию со стороны ТНК-BP подверглись суда 'Волготанкера'. Андрей Клейменов рассказывает, что процедуру веттинга в 2003 г. прошли 10 судов компании, а в 2004 г. 'Волготанкер' намерен увеличить их число до 22. Всего у компании 353 судна, и в перспективе 'Волготанкер' намерен весь свой флот довести до стандартов BP-vetting. В бюджете на этот год на эти цели 'Волготанкер' заложил $1 млн. 'Компания готова нести эти затраты, потому что это позволит расширить фронт работ и увеличит ее капитализацию', - говорит Клейменов. Заместитель гендиректора 'Совкомфлота' Игорь Борисенко говорит, что процедуру веттинга, как правило, проводят нефтяные мейджоры. Этим нефтяники пытаются застраховать себя от возможных аварий и неизбежных в этом случае претензий. 'В случае разлива нефти ответственность разделяется между всеми сторонами. Претензии предъявляются не только к судовладельцу, но и владельцу нефти. И страховка, как правило, покрывает только часть огромных расходов, которые иногда достигают миллиардов долларов', - поясняет Борисенко. Однако российские нефтяники утверждают, что они тоже бдительно следят за танкерами, которые перевозят их нефть. 'Наши танкеры соответствуют всем мировым стандартам', - уверяет представитель 'ЛУКОЙЛа'. 'У нас этим занимаются трейдеры, покупающие нефть', - вторит ему менеджер другой нефтяной компании. Справка ТНК-BP была создана в сентябре 2003 г. в результате слияния российских компаний ТНК, 'СИДАНКО' и 'ОНАКО', а также нефтегазовых активов ВР в России и на Украине. Компанией владеют на паритетной основе британская ВР и группа российских инвесторов ('Альфа-групп', Access Industries и 'Ренова'). Акционеры ТНК-ВР также контролируют 50% акций 'Славнефти'. ТНК-ВР - третья по размеру нефтяная компания в России. В 2003 г. средний объем добычи нефти составил 1,276 млн баррелей в сутки (64 млн т в год). Сегодня компания добывает около 1,4 млн баррелей в сутки. С 6 апреля по 31 августа ТНК-BP перевезла речным транспортом 1,194 т нефти и нефтепродуктов (за всю навигацию планирует перевезти 1,8 т).
Комментарии