Конфереция

За дешевый бензин

Минпромэнерго предлагает изменить налоги на нефтянку Российские граждане и предприятия не должны переплачивать за бензин из-за скачков мировых цен на нефть. Чтобы оградить внутренний рынок нефтепродуктов от мирового, чиновники Минпромэнерго предложили правительству поднять экспортную пошлину на нефть, а взамен снизить налог на ее добычу и акцизы на бензин. Нефтяники опасаются, что реализация этой идеи приведет к затовариванию внутреннего рынка и сокращению добычи. Чуть больше недели потребовалось ведомству Виктора Христенко, чтобы выполнить поручение Михаила Фрадкова от 12 августа - разобраться, почему цены на нефтепродукты на внутреннем рынке быстро растут. Хотя рост объемов нефтепереработки заметно отстает от роста добычи нефти, удорожание нефтепродуктов вызвано не их дефицитом на внутреннем рынке, говорится в письме Минпромэнерго Фрадкову, имеющемся в распоряжении 'Ведомостей'. 'Выработка и поставка основных видов топлива на внутренний рынок осуществляются в объемах, в целом обеспечивающих внутренний спрос [:]', - сказано в письме, посвященном 'совершенствованию госрегулирования внутреннего рынка нефтепродуктов'. Дефицит, подчеркивает Минпромэнерго, ощущается лишь в периоды пиковой потребности (посевная, уборочная, подготовка к зиме) 'из-за отсутствия должного планирования поставок местными администрациями'. Подорожание нефтепродуктов подчиненные Виктора Христенко объясняют ростом мировых цен на нефть и повышением налогов. Несмотря на рост цен, рентабельность производства нефтепродуктов, по расчетам Минпромэнерго, в первой половине 2004 г. упала до 20-23% с 29% в 2003 г. Основной способ борьбы с подорожанием топлива, по мнению чиновников, - радикальный пересмотр налогообложения нефтяной отрасли, который сблизит для компаний выгоду от экспорта сырья и его переработки для внутреннего рынка. Чтобы снизить себестоимость нефти, перерабатываемой для потребления внутри России, Минпромэнерго предлагает 'отвязать' налог на добычу от мировых цен нефти. В этом случае стоимость сырья, поступающего на НПЗ, не будет автоматически повышаться с подорожанием сырья во всем мире. Минпромэнерго рекомендует также снизить акцизы на топливо, которые сейчас составляют 25% в розничной цене. По мнению руководителя департамента Минпромэнерго Анатолия Яновского, правительство могло бы 'рассмотреть целесообразность существования акцизов на нефтепродукты'. А для компенсации бюджетных потерь от снижения нагрузки на внутренний рынок сырья и нефтепродуктов Минпромэнерго рекомендует повысить экспортную пошлину на нефть. Чиновников и экспертов фискальные идеи Минпромэнерго озадачили. 'Повышение пошлины на нефть до запретительного уровня обернется тяжелейшими потерями для компаний, а [иначе] экспорт не остановишь', - говорит чиновник из окружения Фрадкова. Он опасается, что предложенные меры приведут к обратному эффекту: отыгрывая потери от роста пошлин, нефтяники будут повышать внутренние цены. В Минфине и Минэкономразвития, куда письмо направлено на согласование, идеи Минпрома тоже не одобряют. 'Остановить рост цен можно, только заперев нефть внутри страны, но тогда нефтяники зальют сырьем рынок', - отмечает начальник отдела Минфина Александр Сакович. Пытаясь остановить рост цен, чиновники 'могут перегнуть палку - НПЗ будут затоварены', опасается замгендиректора 'Татнефти' Азат Ягафаров. По его оценке, рентабельность внутренних поставок высокооктановых бензинов не превышает 9-12%, а мазута - близка к нулю. Геннадий Красовский из 'ЛУКОЙЛа' объясняет подорожание топлива ростом спроса населения на дорогие бензины, с которым устаревшие НПЗ 'перестают справляться'. Государству следует не вводить запретительные меры по экспорту, а стимулировать модернизацию заводов, говорит он: 'Если бы выход автобензинов с тонны нефти повысился с нынешних 15% до 43% (как в США), то для удовлетворения внутреннего спроса нужно было бы перерабатывать не 190 млн т нефти, а 160 млн т'. справка С начала 2004 г. по 19 августа, по данным Минпромэнерго, низкооктановые бензины подорожали на 32,7%, высокооктановые - на 29%, дизельное топливо - на 31,5%, а топочный мазут - на 18,2%. В январе - июле 2004 г. добыча нефти выросла на 10,4% по сравнению с прошлогодним уровнем, а ее переработка - всего на 1,2% (в том числе производство автобензина - на 3%, а дизтоплива - на 1,6%). Экспорт бензина за это же время вырос на 3,5%, а дизтоплива - на 3,9%.
Комментарии