Конфереция

Дефицит топлива вынуждает Neste везти бензин из Финляндии

Непрекращающийся рост мировых цен на нефть держит в напряжении внутренний российский рынок нефтепродуктов. Рост цен на бензин только за летние месяцы достиг 20%. Кроме того, близится очередной "сезонный фактор" - уборка урожая, что традиционно увеличивает спрос на моторное топливо внутри страны. Поэтому дефицит нефтепродуктов выглядит на сегодняшний день вполне логичным. Региональные топливные компании, не имеющие долгосрочных партнерских отношений с нефтяными компаниями, уже ощущают нехватку бензина. Не удивительно, что многие из них готовы покупать любое топливо, предлагаемое оптовыми компаниями, зачастую прикрывая глаза на качество продукта. Даже работающие на российском розничном рынке компании-представители зарубежных нефтяных концернов оказались в сложной ситуации: топливо - дефицит, а качественное топливо - дефицит вдвойне. Это обстоятельство вынудило петербургскую "дочку" финляндского концерна "Фортум" - ООО "Несте - Санкт-Петербург", с начала августа осуществлять закупки высокооктановых бензинов (Аи95 и Аи98) в Финляндии, где "Фортум" имеет два собственных НПЗ. Очевидно, что поставки топлива по железной дороге из Финляндии обходятся недешево. Вот почему на протяжении последних нескольких лет "Несте" закупало бензин и дизельное топливо для своих АЗС у российских поставщиков - КИНЕФ, "Славнефть", "Сибнефть", "ЛУКОЙЛ". Только бензин Аи98, ввиду малых объемов его производства на российских заводах, иногда доставлялся компанией из Финляндии. Директор "Несте" по закупкам и хранению топлива Олег Шалимов отметил в разговоре с "Аи92", что поставки нефтепродуктов из Финляндии "носят эпизодический характер и связаны только с существующей сегодня конъюнктурой российского рынка"". Он подчеркнул, что при действующей в "Несте" многоступенчатой системе контроля качества топлива, местные поставщики нефтепродуктов в условиях топливного дефицита не могут обеспечить потребности компании. Даже учитывая высокие европейские цены на нефтепродукты, дополнительные расходы на транспортировку бензина из-за границы, на таможенное оформление груза, "Несте", по словам Шалимова, считает для себя экономически целесообразным временно получать топливо от "материнской" компании. "Если изменится ситуация в стране, мы вернемся к своим прежним российским поставщикам", - заверил Шалимов. Не все операторы российского рынка нефтепродуктов способны в это лето выдерживать нормативы по качеству топлива на своих АЗС. Рынок диктует свои условия: спрос на моторное топливо осенью традиционно растет, цены по-прежнему не спешат останавливаться. Поэтому многие компании мелкого и среднего уровня именно в такие дни рассчитывают "собрать сливки" со своего бизнеса. Вряд ли проблема плохого качества нефтепродуктов сможет их остановить. Вот почему, если в ближайшие дни правительство РФ не вмешается, топливный рынок увязнет в собственных проблемах. Как показывает реальность, самостоятельно остановить рост цен, а, следовательно, ликвидировать дефицит нефтепродуктов и гарантировать качество продаваемого на АЗС бензина, топливники не могут. Изнутри, силами участников нефтепродуктового рынка, эти вопросы невозможно решить, поскольку рынок представлен двумя полярными сторонами - "дочками" ВИНКов и независимыми операторами. Первым, рост цен выгоден. А вопросы дефицита нефтепродуктов их не затрагивают. Вторые - чувствуют на себе все "прелести" топливного кризиса, однако они не имеют достаточных рычагов для воздействия на рынок в целом.
Комментарии