Конфереция

Спецодежда как элемент корпоративной политики

Единый стиль одежды для сотрудников компаний с 90-х годов начал занимать все более значимое место в борьбе за клиентов. Топливный рынок - не исключение. Владельцы автозаправочных станций, особенно сетей АЗС, стали обращать пристальное внимание на то, как одевается персонал станций, каковы эргономические характеристики спецодежды работников АЗС. Исследования показывают, что не только качество работы, а, следовательно, и обслуживание клиентов зависят от комфортной спецодежды. Важную роль на сегодняшний день играет дизайн униформы работников, узнаваемость каждого топливного брэнда. Единого специализированного ГОСТа спецодежды для сотрудников АЗС в настоящее время в России не существует. Чаще всего, применяется ГОСТ Р 12.4.219-99 'Одежда специальная, сигнальная, повышенной видимости'. Эта норма предусматривает только обязательное наличие у сотрудников компаний, которые работают на открытом воздухе в темное время суток, полос из световозвращающих материалов. Как топливники одевают своих сотрудников Опрошенные 'Аи92' операторы петербургского топливного рынка отметили, что чаще всего прибегают к услугам местных производителей спецодежды. В крупных топливных компаниях применяется единый корпоративный стиль, владельцы небольших сетей АЗС предпочитают не тратиться на дизайн и заказывают лишь некоторые элементы одежды - жилетки, футболки, бейсболки. В частности, директор службы розничной торговли 'Фаэтон-Аэро' Денис Федцов рассказал, что для работников сети АЗС 'Фаэтона' закупаются только фирменные жилетки и бэйджи, которые носятся круглый год поверх собственной одежды сотрудников. Цена одной жилетки - около тысячи рублей, причем дизайн компания разрабатывала своими силами: 'Наши женщины сами что-то рисовали:'. Персонал новой сети 'Фаэтон-Аэро', носит настоящую летную форму тех авиакомпаний, с которыми у 'Фаэтона' имеются договорные отношения. На сегодняшний день - это форма ГУАП 'Пулково'. Крупнейший оператор топливного рынка Санкт-Петербурга - холдинг ПТК предпочитает заказывать спецодежду не только для сотрудников АЗС и нефтебаз, но и для руководящего состава компании. Как сообщили корреспонденту 'Аи92' в холдинге, вся спецодежда заказывается в компании 'Хекля', которая заказывает финские ткани и шьет униформу по финской технологии. 'Они же разрабатывают нам дизайн, - сообщили в пресс-службе компании. - Мы шьем жилетки, спецодежду для заправщиков, куртки для операторов, спецодежду для мойщиков, куртки для руководящего персонала, то есть, одеваем всю компанию в фирменную одежду очень хорошего качества'. Один из зарубежных игроков петербургского топливного рынка - компания 'Шелл-АЗС' вопросы заказа спецодежды решает централизовано, в едином режиме для всех своих АЗС, расположенных в разных странах. Пошив спецодежды для российских АЗС 'Шелл' осуществляется в России. Однако требования к тканям и материалам остаются европейскими - ткани не могут быть синтетическими. Компания предусматривает для своих сотрудников зимний и летний комплекты униформы. В комплект входят брюки, рубашки, футболки, комбинезоны, куртки, свитера. Обувь специальная для сотрудников 'Шелл' не предусмотрена. Каждый комплект рассчитан на полгода эксплуатации, но ввиду большой текучки кадров, компания вынуждена закупать спецодежду чаще. Российская вертикально-интегрированная нефтяная компания 'Славнефть'. Представленная в Санкт-Петербурге небольшой сетью собственных АЗС, получает всю одежду для персонала из головного офиса в Москве. Как сообщил генеральный директор ЗАО 'Славнефть Санкт-Петербург' Евгений Сахно, дважды в год заказываются полные комплекты одежды, включая обувь. Стоимость зимнего и летнего комплектов на одного сотрудника составляет примерно 6 тыс. руб. Что предлагают производители спецодежды На Северо-Западе рабочую одежду предлагают более 200 различных фирм. Из них лишь несколько могут предложить клиентам разработку собственного корпоративного стиля спецодежды. В масштабах России таких фирм гораздо больше. Один из лидеров отечественного рынка производителей спецодежды - группа компаний 'Восток-Сервис', которая одной из первых в России начала выпускать специализированные коллекции рабочей одежды для нефтяников. На сегодня, компания имеет опыт работы с 'ЮКОСом', 'ТНК-ВР', 'Сибнефтью' причем не только с добывающими подразделениями, но и со сбытовыми структурами. Лидером петербургского рынка спецодежды признана компания 'Хекля', имеющая два собственных производственных подразделения в Петербурге. На топливном рынке компания работает пять лет, осуществляя пошив одежды для сотрудников ПТК. Ткани Марина Котлярова, PR-менеджер торгового дома 'Восток-Сервис' отмечает, что как летние, так и зимние ткани для спецодежды сотрудников АЗС должны быть маслобензиностойкими, пропускать воздух, так как люди работают на улице, не пропускать влагу, должны хорошо стираться и обладать высокой износоустойчивостью. Оптимальными, считает она, останавливать выбор на смесовых тканях (33% - хлопок, 67% - полиэстер). Для летних моделей чаще всего торговый дом предлагает ткани 'Камея', 'Лидер', а для зимнего варианта одежды - PVC, Oxford, 'Турист'. Начальник отдела продаж компании 'Хекля' Руслан Лобачев добавляет, что большое применение в топливной отрасли имеют так же различные виды плащевых тканей. Он отмечает, что особенность тканей для спецодежды заключается в том, что они должны выдерживать промышленную стирку при температуре не менее 85 градусов, что позволяет избавиться от сложных загрязнений. Предлагаемые сегодня ткани способны сохранять свои свойства при 20-30 таких стирках. В качестве утеплителя используется и обыкновенный синтепон и специальный утеплитель Thinsulate. Особенность этого специального утеплителя состоит в том, что он не впитывает в себя ни запах, ни влагу, не сминается, при этом обладает теплоемкостью, аналогичной натуральному пуху, но сам - легче пуха. При использовании в качестве утеплителя зимних костюмов Thinsulate, спецодежда получается легкой и не сковывает движения работников. Обувь Обувь сотрудников АЗС будет наиболее эргономична, если ее подошва выполнена из полиуретана или нитрила. Полиуретан отличается комфортом, маслобензостойкостью, что важно для работников АЗС. Подошва из нитрила обладает теми же свойствами, но практически не снашивается. Стоимость ботинок на подошве из полиуретана в ТД 'Восток-Сервис' - от 300 рублей, на подошве из нитрила - 600. Для зимних моделей чаще всего используется искусственный мех. Стоимость - около 400-500 рублей (ботинки) Стоимость спецодежды во многом зависит от типа нанесения на нее логотипа, а так же от количества специальных, светящихся ночью полос. Как правило, отмечает Марина Котлярова, эти факторы составляют 10-15% от общей стоимости униформы Индивидуальный дизайн Дизайн спецодежды в России пока что не имеет большого спроса. Причина этого не только в высокой стоимости дизайнерских услуг (разработка одной коллекции может стоить более $10 тыс.). Как представляется участникам рынка, отсутствие большого спроса на разработку собственного стиля униформы для сотрудников продиктовано отсутствием самого российского рынка дизайнерских услуг в области спецодежды. Однако пошивочные компании уже предлагают своим крупным клиентам эту новую для российского бизнеса услугу. 'Вначале, мы продавали нашим клиентам-нефтяникам модели из собственного каталога, однако теперь, торговый дом ведет переговоры с некоторыми из них на разработку индивидуальных моделей спецодежды', - говорит Марина Котлярова. Тем не менее, основная часть заказчиков предпочитает приобретать готовую одежду. Петербургская 'Хекля' для таких клиентов находит компромисс - типовые модели из каталога адаптируют для каждого клиента с учетом персональных пожеланий.
Комментарии