Конфереция

ПНСК 'даст газу' на топливном рынке

Производственное объединение 'ПНСК' освоило производство и поставку многотопливных автозаправочных станций (МАЗС). Компания стала первым в России производителем, предлагающим полнокомплектный комплекс оборудования собственного производства для строительства МАЗС 'под ключ'. Такие станции позволяют одновременно реализовывать автомобильный бензин и сжиженный углеводородный газ. Позади планеты всей Пока рынок газовых АЗС в России находится в зачаточном состоянии. В Петербурге, к примеру, функционируют чуть больше десятка газовых заправок, уровень загрузки которых составляет около 7%. Большинство из них введены в эксплуатацию в начале 1980-х годов. В целом по стране сегодня действует чуть более 200 таких станций. Больше всего их функционирует на Северо-Западе, на Урале и Северном Кавказе, где острее ощущается нехватка привычного всем моторного топлива. Между тем, вопрос перехода автотранспортных средств с бензина на газ приобрел международный характер. В частности, Концерн Mercedes-Benz все активнее выпускает газовые автомобили, как для местного рынка, так и на экспорт. За последние несколько лет в Германии построено 220 новых газонаполнительных станций для автомобилей. Их число в 30 раз выше, чем в несравненно большей по территории России. В США количество газовых станций составляет более 1,5 тысяч. Во многих странах мира - Австралии, Аргентине, Италии, Канаде, Новой Зеландии, США, Франции, Японии - действуют национальные и региональные программы перевода транспортных средств на газомоторное топливо. В первую очередь это касается городского транспорта. Недалек тот день? Генеральный директор ПНСК Владимир Стыгарь полагает, что через год - полтора ситуация с газовым топливом начнет меняться и в России. 'Мы ожидаем, что рынок газа станет гораздо более привлекателен и открыт', - уверен он. 'В последнее время все больше муниципалитетов начинают экономить на топливе и использовать транспорт, работающий на газе. Для работы такого транспорта нужна соответствующая инфраструктура заправочных станций. Потому все чаще при выделении пятен под застройку власти ставят условие: здесь может стоять только многотопливная АЗС или даже просто газовая АЗС', - рассказывает Владимир Стыгарь. На фоне стремительного роста цен на светлые нефтепродукты, подобная политика властей, вероятно, будет применяться все в большем числе регионов. 'Обкатка' чиновников В настоящее время ПО ПНСК способно производить порядка 50 многотопливных АЗС в год. 'Строительство подобных станций сопряжено с очень большими сложностями, - объясняет Владимир Стыгарь. - По сути, такая станция состоит из двух разных технологических участков, объединенных в единую систему. Наибольшую сложность представляет получение дополнительных согласований в различных контролирующих структурах. Нам потребуется некоторое время на 'обкатку' принятых технических решений. Именно потому мы сейчас поставили для себя планку - 50 многотопливных АЗС в год. Это в три раза меньше, чем мы производим автозаправочных комплексов для жидкомоторного топлива. Сроки монтажа такой станции также отличаются, они в 4-5 раз длительнее АЗС, работающих со светлыми нефтепродуктами. При этом строитель обязан представлять на госпроверку результаты каждого этапа строительства, а не только по окончании работ на объекте, как это происходит с большинством строительных объектов (в том числе и при строительстве традиционных АЗС). Отдельными блоками Помимо многотопливных комплексов ПО ПНСК планирует в скором времени приступить к поставкам отдельных технологических систем для СУГ, предназначенных для реконструкции уже работающих станций и создания на их базе многотопливных АЗС. 'Многотопливные станции должны быть оснащены автоматической системой контроля, предупреждения и противоаварийной защиты. Она должна отслеживать происходящие на станции процессы, контролировать наличие аварийных факторов (а таких факторов, по стандартам контролирующих органов насчитывается до 25-ти), оповещать об их появлении, устранять или локализовать последствия аварийных ситуаций', - говорит Владимир Стыгарь. 'Когда мы поставляем станции в комплексе, мы устанавливаем такую автоматическую систему сразу, увязывая процессы управления участком жидкого моторного топлива и СУГ. Если же мы поставляем только 'газовые блоки', то в этом случае заказчику самому приходится интегрировать систему автоматики участка СУГ в существующую на его АЗС систему безопасности'. Продвинутые регионы Наибольшее развитие многотопливные заправки получили в Волгоградской и Московской областях. Наиболее последовательные усилия предпринимаются в Пензенской, Рязанской областях, Краснодарском и Ставропольском крае. В Москве программа перевода муниципального автомобильного транспорта на газ осуществляется с 1996 года. В столице создан механизм для реализации этой программы. Недавно правительство Ленобласти приняло программу по поддержке проектов, направленных на развитие инфраструктуры 'газовых' заправок - среди прочих пунктов, там значится, что компании, строящие газовые автозаправочные станции, имеют преимущество в получении земельных участков перед другими нефтетрейдерами. По оценкам экспертов, переломными для газового топлива станут 2006-2007 годы - к этому времени будет отлажена нормальная инфраструктура заправок, появится мощная сеть по оборудованию автомобилей системами для работы на альтернативном топливе, расшириться число предложений от организаций, торгующих газом. Помимо сжиженного углеводородного газа (СУГ), некоторые автомобили ездят на сжатом природном газе - метане. Себестоимость приготовления СУГ выше, чем сжатого метана. Однако для работы станции по заправке природным газом, требуется подведение к ней 'газовой' трубы. В регионах крайнего севера, да и в некоторых центральных областях России, на Урале и в Сибири мест, не обладающих развитой газовой инфраструктурой, подводка 'трубы' может сделать проект непомерно дорогим. С другой стороны для доставки СУГ требуется достаточно простой, производимый и используемый в нашей стране транспорт. Небольшие резервуары емкостью 10 м3 позволяют осуществлять примерно 150-200 заправок - что, в общем, соответствует двухдневному режиму работы АЗС с одной топливораздаточной колонкой. Справка: После переоборудования автомобиля под заправку газовым топливом он сохраняет возможность работы и на традиционном бензине. Переход с одного вида топлива на другой обеспечивает специальный переключатель, установленный в салоне. За счет возможности использования обоих видов топлива владелец транспортного средства всегда имеет выбор, что наиболее важно при неблагоприятных изменениях цен на топливо. При переходе на газовое топливо содержание вредных примесей в выхлопе автомобиля уменьшается в 4-5 раз. Общая численность автомобильного парка, использующего газ в качестве моторного топлива, в Петербурге составляет более 7 тысяч единиц. Ежемесячное число заказов на переоборудование топливных систем автотранспорта составляет около 300 и имеет тенденцию к увеличению. Основным сдерживающим фактором, влияющим на динамику продаж горючего, является невысокая надежность топливной аппаратуры. Однако в последние годы на рынке появилось несколько предложений систем, способных конкурировать по надежности с традиционными бензиновыми. Экономия на 100 км пробега для 'газовых' 'Икарусов' составляет до 187 рублей, 'Камазов' - до 155 рублей, 'Газелей' - свыше 180 рублей. Региональную программу по расширению использования компримированного природного газа (метана) в качестве моторного топлива на 1999-2002 годы губернатор Петербурга утвердил в 1999 году. Программа не выполнена. По данным администрации города, на использование газа не переоборудовано ни одно транспортное средство на тех предприятиях, которые финансируются из городского бюджета.
Комментарии