Конфереция

Московские сети АЗС меняют хозяев

Скоро сменят вывески более 100 автозаправок, работающих в московском регионе под маркой 'Славнефть'. Сбытовую сеть поделят между собой совладельцы этой компании - ТНК-ВР и 'Сибнефть'. Но нефтяная компания 'ЛУКОЙЛ' тоже не отстает - она приобрела в Москве несколько небольших сетей АЗС. Эксперты считают, что передел столичного рынка нефтепродуктов в пользу крупных компаний продолжится. ТНК-BP и 'Сибнефть' начали раздел 'Славнефти' именно со столичных АЗС (в Москве и области у компании 44 собственные АЗС и 58 джобберских). Сейчас этими заправками владеет ЗАО 'Славнефть-Центрнефтепродукт', но к 1 января АЗС будут разделены поровну между двумя его новыми 'дочками', рассказал 'Ведомостям' вице-президент 'Славнефти' по корпоративным отношениям Алексей Печенкин. По его словам, это часть плана реорганизации компании, утвержденного советом директоров 'Славнефти' 6 августа. Затем, говорит Печенкин, эти 'дочки' перейдут в собственность ТНК-BP и 'Сибнефти'. 'Фактически "дочки" уже созданы и идет работа по наделению их имуществом', - поясняет собеседник 'Ведомостей'. По словам Печенкина, джобберам будут направлены уведомления о ликвидации брэнда 'Славнефти', а переговоры с ними о сотрудничестве начнутся уже после того, как 'дочки' получат имущество. Крупнейшим джоббером компании является компания 'Гранд' - 30 ее заправок из 63 работают под брэндом 'Славнефти'. Гендиректор 'Гранда' Евгений Аркуша сказал 'Ведомостям', что компания будет определяться с новым брэндом после того, как получит уведомление от 'Славнефти'. В результате раздела АЗС доля ТНК-ВР на московском розничном рынке нефтепродуктов вырастет с 17% до 18,4%, а 'Сибнефти' - с 2,7% до 4% (с учетом джобберских АЗС). А вот нефтебаза 'Славнефти' в г. Видном (Московская обл.), будет осенью выставлена на открытые торги, рассказывает Печенкин. Условия продажи еще не определены, но один из топ-менеджеров 'Славнефти' ранее оценивал нефтебазу примерно в $15 млн. Заметно увеличить свою долю на московском рынке собирается и НК 'ЛУКОЙЛ'. На прошлой неделе начальник главного управления компании по сбыту Вера Журавлева заявила 'Интерфаксу', что из запланированных на этот год $170 млн инвестиций на развитие сетей АЗС в стране большая часть будет израсходована в Москве и области. Компания уже приобрела в московском регионе 'серьезные сети' и сейчас оформляет соответствующие документы, говорит Журавлева. А к концу года, по ее словам, у 'ЛУКОЙЛа' в столичном регионе будет уже 100 собственных АЗС по сравнению с 38 на данный момент (из них 10 - в Москве) и еще 81 АЗС будет работать под брэндом компании по договору франчайзинга. Как рассказал 'Ведомостям' один из операторов рынка АЗС в Москве, в сентябре 'ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт' завершит приобретение пяти автозаправочных фирм - 'Петеко' (четыре АЗС), 'Яуза' (три АЗС), 'Капитал АЗК-2000' (семь АЗС), 'Дана Петролеум' (восемь АЗС) и 'Амокс' (три АЗС). То же самое 'Ведомостям' рассказал и менеджер одной из независимых сетей АЗС, добавив, что 'ЛУКОЙЛ' начал переговоры о покупке фирмы 'Барли-спецсервис' (семь АЗС). В пресс-службе нефтяной компании эту информацию не подтвердили, но и не опровергли. Источники 'Ведомостей' затруднились оценить стоимость приобретений 'ЛУКОЙЛа'. Эти станции в зависимости от их качества и месторасположения стоят от $600 000 до $1 млн каждая, считает исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. По завершении перечисленных сделок доля 'ЛУКОЙЛа' на топливном рынке Москвы вырастет с 4% до 7,8%. Аналитик 'Тройки Диалог' Валерий Нестеров считает, что московский рынок нефтепродуктов - самый быстро растущий и платежеспособный в России, на нем самый высокий оборот на одну АЗС. В силу этого столичные автозаправочные сети представляют приоритетный интерес для любой крупной нефтяной компании, резюмирует аналитик. Процесс поглощения небольших независимых автозаправщиков нефтяными холдингами будет продолжаться, согласен и Сергиенко. 'Его провоцирует само построение российского рынка, когда подавляющим большинством НПЗ владеют вертикально-интегрированные нефтяные компании', - поясняет он. Нефтяные холдинги получают основной доход в добыче и переработке и считают, что для розницы достаточно 5%-ной рентабельности. Независимым же розничным торговцам для выживания нужна рентабельность в 15-20%, указывает Сергиенко. Остановить же концентрацию розничного рынка, по мнению собеседника 'Ведомостей', может либо прекращение трансфертного ценообразования, либо отделение добычи нефти от ее переработки. Всего в Москве сейчас действует около 700 коммерческих АЗС и еще 100 ведомственных. Общий объем рынка моторного топлива в столице Московская топливная ассоциация оценивает в 4,5 млн т нефтепродуктов в год (свыше $1 млрд).
Комментарии