Конфереция

Григорий Сергиенко: знаки качества топлива в Москве не прижились: топливный - по объективным причинам, экологический - за неуместностью

Проблема контроля качества продукции, реализуемой российскими трейдерами, актуальна для всех сегментов рынка. Постоянные рейды торговой инспекции на продуктовые и фармацевтические склады не редко выявляют низкое качество товаров и несоответствие их характеристик государственным стандартам. Рынок торговли автомобильным бензином не является исключением. Суррогатное топливо, некондиционный и прямогонный бензины, а также бензины, производимые на складах без учета государственных стандартов - все это является теневой стороной современного топливного рынка. Производство и торговля некачественным топливом не просто бьет по бюджету добросовестных компаний, тратящих миллионы рублей на обеспечение качества своего топлива и вынужденных 'конкурировать' с недобросовестными торговцами, производящими дешевое и плохое топливо, но и приводит к потерям налоговых поступлений в бюджет. В России нет программы контроля качества автомобильного топлива. Работа над ней не является обязательной, поэтому в вопросе контроля качества топлива и обеспечения экологической безопасности - ведь некачественный бензин представляет опасность не только для двигателя автомобиля, но и для окружающей среды - возложена на региональные органы власти. Программа - это по определению комплекс мер, который позволяет полностью контролировать качество топлива и, по мнению участников рынка, должен охватывать всю технологическую цепочку движения нефтепродуктов, начиная от производства и транспортировки топлива и заканчивая контролем качества в местах хранения и реализации. Однако до подготовки подобной программы у чиновников не доходят руки. Они ограничиваются подготовкой отдельных ее элементов, подчас не связанных и противоречащих друг другу, а иногда и направленных не на развитие рынка, а на попытки поставить его под контроль. При этом гарантий качества поступающего в город топлива по прежнему никто не дает. Знак качества Программа, в рамках которой учреждается знак качества топлива, присуждаемый АЗС, была обкатана в 2001 году в Москве. 'Не ошибиться в определении качества топлива - задача инспекторов. И они с ней, как показывает практика, не всегда справлялись. В результате, после громких и неоправданных публикаций в прессе, имиджу топливных компаний наносился огромный ущерб, - рассказывает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, - Мы решили пойти по обратному пути - определять не плохих операторов, а хороших, выделяя их АЗС знаком качества топлива'. Организациям, не имевшим в течение года претензий к качеству топлива, в добровольном порядке выдавался знак качества для каждой АЗС. В результате, к концу 2002 года более половины московских АЗС - 360 заправок - были отмечены знаком качества. 'С тех пор ситуация настолько изменилась, что мы перестали выдавать знаки качества. Не можем мы и лишить знака 'проштрафившиеся' компании. Так что сегодня наличие такого знака на АЗС в Москве не всегда свидетельствует о качестве продаваемого топлива', - сообщает в интервью корреспонденту 'Аи92' Григорий Сергиенко. Однако, как отмечает исполнительный директор РТС, причины, по которым знак качества топлива утратил свою актуальность и значение вполне объективны и вызваны изменениями в государственной системе контроля качества автомобильных бензинов. В столице качество топлива контролировала Московская транспортная инспекция. Причем, контроль осуществлялся в рамках лицензионных требований, с отменой которых, контролирующая функция перешла региональным подразделениям Минэнерго. Сегодня в рамках Административной реформы контролирующие функции Топливных и Нефтяных инспекций упраздняются. Предполагается, что отныне обеспечивать качество нефтепродуктов будут сами компании, которым предложено создать саморегулируемые организации (СРО). 'Нет компетентного органа, который мог бы контролировать качество бензина. Поэтому петербургский проект внедрения на АЗС знака качества - обречен на неудачу', - заявил, комментируя инициативу петербургских властей, Григорий Сергиенко, - по той же причине не прижился в Москве и экологический знак качества, предложенный трейдерам московским Департаментом природопользования и охраны окружающей среды. Последнему не хватило авторитета, а его 'изобретателям' средств на продвижение знака'. Топливным операторам было предложено заплатить за промоушен 700 тысяч рублей (не считая проверок, устанавливающих качество топлива), в то время как на самом деле выпуск знака и свидетельств мог обойтись в 60 тысяч рублей. Навариться на трейдерах не удалось - знак не работает. На грабли по-питерски Странно, что московский опыт не был воспринят петербургским правительством, которое в прошлом году инициировало принятие знака качества для АЗС и в настоящее время проходит согласование в Нефтяной инспекции ФГУ 'Балтгосэнергонадзор' - организации, которая в скором времени отойдет от контроля качества топлива. Кстати, возможно, упразднение контролирующих функций Нефтяной инспекции и подвигло чиновников к разработке программы по введению экологического знака. Ведь, добровольно согласившись, операторы вновь обрекают себя на проверки, а инспектора возвращают функции контроля и взимание денег за контроль. Петербургским трейдерам, так же, как и московским, предлагается в добровольном порядке заручиться знаками качества топлива для своих АЗС. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации Петербурга пока не озвучил сумм, которые понадобятся топливникам для обеспечения своих заправок знаком качества. Однако не трудно предположить, что, предлагая операторам рынка самостоятельно спонсировать не существующую программу контроля качества, власти предложат трейдерам и здесь проявить инициативу. А в это время, на расходных складах и военных нефтебазах ушлые предприниматели на основе газового конденсата и с применением присадок, производят 'высокооктановый бензин'. И никакой экологический знак не станет им препятствием. Объем продаж суррогатного топлива на петербургском рынке не установлен, впрочем, как и производители, а также и реализаторы, для которых приобретение знака качества станет возможным - были бы найдены деньги на тираж.
Комментарии