Конфереция

Трубу за $16 млрд

Предлагает построить 'Транснефть' 'Транснефть' направила на госэкспертизу проект восточного нефтепровода, оценив его примерно в $16 млрд. Чиновники предлагают компании попробовать удешевить проект. А аналитики прогнозируют тарифы на новом направлении в два раза выше средних и предупреждают компанию о риске недозагрузки трубы. Проект строительства восточного нефтепровода обсуждается уже несколько лет. Сначала планировалось построить трубу из Ангарска в Дацин мощностью 30 млн т и стоимостью $2 млрд. Позднее рассматривался маршрут из Ангарска в тихоокеанский порт Находка мощностью 50 млн т и стоимостью $5 млрд. Потом правительство решило строить трубу в Находку с ответвлением на Дацин, но проект не прошел экологическую экспертизу. В этом году 'Транснефть' учла требования экологов и выбрала новый маршрут трубопровода из Тайшета (Иркутская область) в тихоокеанскую бухту Перевозная мощностью 80 млн т и протяженностью 4188 км. В марте президент 'Транснефти' Семен Вайншток оценивал проект в $10,75 млрд. Но недавно компания сообщила профильным министерствам, что стоимость проекта составит не менее $15,373 млрд. Вице-президент 'Транснефти' Сергей Григорьев пояснил 'Ведомостям', что проект направлен на госэкспертизу, которая предшествует его рассмотрению правительством. Удорожание проекта Григорьев поясняет ростом цен на металлопродукцию и оборудование, снижением курса доллара и сложностями, связанными с проведением работ на Севере. 'Если правительство будет еще тянуть с принятием решения, то проект станет еще дороже', - предупреждает он. По его словам, строить нефтепровод компания планирует в основном за счет заемных средств, но и за счет собственного финансирования. Чиновники сочли проект слишком дорогим. 'Нас удивила сумма, и мы будем предлагать "Транснефти" искать пути удешевления проекта', - говорит чиновник Минэкономразвития. А его коллега из Федеральной службы по тарифам добавил, что при такой стоимости проекта и тариф на прокачку по нему 'будет недешевым'. Точных цифр он назвать не смог. Григорьев признает, что тариф на новом маршруте будет выше среднего (50 центов за баррель нефти на 1000 км), но 'будет конкурентоспособным'. А аналитики прогнозируют, что тариф на этом направлении будет в два раза выше среднего. Валерий Нестеров из 'Тройки Диалог' оценивает прокачку барреля нефти по этому маршруту в $4-5. 'Это дорого, тариф Ангарск - Находка планировался в $2,7 за баррель', - говорит он, советуя компании при разработке ТЭО использовать пессимистичный прогноз цен на нефть. 'Иначе строить трубу будет опасно, могут быть проблемы с ее загрузкой, что еще больше увеличит тариф', - отмечает он. О риске заполняемости трубы говорит и Дмитрий Лукашов из 'Атона'. По его оценке, тариф на прокачку будет порядка $3,6 за баррель при 15-летнем сроке окупаемости. 'Это сравнимо со стоимостью железнодорожной перевозки нефти в Приморск или Новороссийск', - отмечает он. Оба аналитика считают, что резерв для снижения стоимости проекта есть. Нефтяники вчера неохотно комментировали проект. Лишь представитель одной из крупных нефтяных компаний отметил, что 'трубопровод в этом направлении необходим, но нужно искать возможность удешевления трубы'.
Комментарии