Конфереция

Бензин, вино и казино

Госдума в понедельник приняла во втором чтении поправки в Бюджетный кодекс, определяющие новые принципы межбюджетных отношений. Без этих поправок невозможно фактическое начало реформы местного самоуправления и региональных органов власти. Теперь доходная база муниципалитетов, регионов и федерального центра четко разграничена - каждый из уровней знает, на какие налоги вправе рассчитывать. Впрочем, на выполнение всех без исключения финансовых обязательств этих денег все равно не хватит. Поправки вымучивали долго. Идеологи реформы говорили: на места нужно отдавать стимулирующие налоги, то есть, например, налог на прибыль организаций, - тогда губернатор или глава муниципалитета будет кровно заинтересован в нормальной работе мелкого и среднего бизнеса. Минфин пытался скроить схему так, чтобы избежать почти неизбежных "дыр" в бюджете федеральном. В итоге схема выглядит так (в третьем чтении, назначенном на 5 августа, перемен уже не будет, оно носит скорее косметический характер). Из того, что можно считать стимулирующим: регионам достается 70% от налога на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и 100% налога на игорный бизнес. То есть в развитии этого сектора региональные власти окажутся крайне заинтересованы - от наполняемости региональных бюджетов (губернаторы уже давно говорят о неминуемом дефиците) будут зависеть все местные расходы, в том числе и по денежным компенсациям льгот. Собственно, с тем, что новое распределение налогов моментального благополучия местным бюджетам не принесет, согласен и вице-премьер Александр Жуков, в понедельник представлявший в Думе законопроект: по его словам, "есть ряд регионов, которые первоначально определенные суммы денег потеряют". Часть потерь правительство обещает компенсировать субвенциями, в каких именно объемах - станет ясно при рассмотрении бюджета следующего года. Главы сырьевых регионов, естественно, мечтали о налоге на добычу полезных ископаемых (НДПИ) или хотя бы о поэтапном переходе к тем 5% от НДПИ, которые по обновленному Бюджетному кодексу будут оставаться в субъектах. Мечта не сбылась - все сырьевые налоги уходят в центр. Оставляемые в регионах налоги пытались подобрать по принципу общераспространенности: углеводороды на эту роль не подходили, зато алкогольная продукция, как выяснилось, вполне. В регионах остается 100% акцизов как на крепкий алкоголь, так и на пиво. Что тоже при определенных усилиях пополнит доходную базу. Доля регионов в акцизах на бензин и дизельное топливо оказалась существенно ниже - 60%. - Об эффективности такого распределения пока говорить сложно, - считает Наталья Бурыкина, член бюджетного комитета ГД. - Но на первый взгляд достигнута более-менее разумная компоновка по распределению доходов между уровнями бюджетной системы. Другой вопрос - как будут биться местные, региональные власти за то, чтобы собрать доходы своего уровня. На самом деле не принципиально, как разбили: можно все централизовать, а потом весь расчет спускать вниз, и получится то же самое. Самое важное то, что все доходы закреплены в Бюджетном кодексе, а не в законе, который каждый год пересматривается. Не надо каждый раз ждать закон о бюджете и думать, что у тебя отнимут, что тебе дадут. Принятые вчера поправки, вроде сугубо финансовые по сути, попутно решают еще и политические задачи - они делают фактически бессмысленным существование сложносоставных субъектов, так называемых "матрешек". Все налоги теперь будут уходить в бюджет края или области, а округам останутся лишь те налоги, которые они сами установят. Подобные налоги, как правило, невелики и жестко ограничены "вилкой" нормативов, так что автономные округа свою автономность теряют.
Комментарии