Конфереция

Региональные АЗС на фоне подрядного вакуума

В ближайшие годы тенденции и перспективы российского рынка подряда по строительству автозаправочных комплексов будут определяться в регионах. Крупные города фазу активной застройки прошли, а значит фирмам, специализирующимся на производстве материалов для АЗС, а также поставляющих услуги по их монтажу придется все активнее идти в российскую глубинку. Отчасти на рынке подрядных работ по возведению АЗС сложилась противоречивая ситуация: подрядные фирмы, их основные партнеры и заказчики - вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) - развиваются в совершенно разных плоскостях. Сам рынок автозаправочных комплексов переживает период укрупнения. Вертикально интегрированные нефтяные компании активно развивают сети, но сталкиваются с тем, что рынок уже насыщен, и земельные пятна находить все труднее. Чаще всего проблема решается покупкой уже готовых сетей АЗС и "подгонкой" их под собственные стандарты. Для быстрой экспансии в регионы ВИНКам будет требоваться среди прочего и постоянный партнер-строитель. Однако, в отличие от топливного рынка, строительный бизнес всегда был делом локальным и, судя по всему, будет оставаться таковым еще долгое время - в России нет строительных компаний, чьи бренды были бы известны на всю страну. Даже Петербург и Москва не имеют общеузнаваемых в обоих городах строительных торговых марок. Пилотаж Вячеслав Савельев, технический директор компании "Несте Санкт-Петербург" полагает, что крупные нефтяные игроки, выходящие на розничный рынок недостаточно освоенных ими регионов продолжат практику поиска стороннего подрядчика. "Мы сами никогда не строили собственными силами. По моим сведениям, новые операторы, которые приходят на рынок не создают своих подразделений, а привлекают также сторонних - к примеру, "Сибнефть" будет выходить на этот рынок также с поиском подрядчика", - говорит он. Светлана Градобойникова, начальник отдела капитального строительства "Лукойл-Северо-Западнефтепродукт", считает, что сложность для нефтяников при освоении нового региона состоит даже не в том, чтобы найти приемлемую фирму, а в получении согласований. "Большие компании не имеют своих стройотделов (мы, правда, имеем подразделение по строительству). В основном крупные нефтяные компании привлекают фирмы со стороны. В принципе заправка - объект со строительно-монтажной точки зрения не самый сложный. На него уходит от силы несколько месяцев. А вот бумаги получать - всевозможные согласования, которых более сотни - иногда случается до 2,5 лет. Вот где требуется "высший пилотаж". Если привлекать инжиниринговую компанию для прохождения проекта, то ее услуги оцениваются в несколько десятков тысяч долларов. Еще около 50 тысяч долларов только официально надо заплатить для прохождения всех бумаг". Строят сами Местные трейдеры, напротив, организуют собственные строительные подразделения, экономя тем самым на подряде и сроках строительства. "Денежная экономия в данном случае ощутима -расходы по строительству автозаправочных станций силами собственных проектировочного и строительного подразделений: ПТК-Стройпроект и ПТК-Трансстрой - снижаются в три раза, - говорит первый заместитель генерального директора Петербургской топливной компании Леонид Чурилов - Кроме того, ПТК имеет собственный парка техники производства резервуаров и металлоконструкций, а также собственное производство тротуарной плитки, бордюрного камня, асфальта". ПТК не только строим для себя, но и участвует в городских конкурсах. В строительном подразделении компании корреспонденту "Аи92" сообщили, что в настоящее время реализуется программа так называемой "Станции мечты", в рамках которой строятся типовые автозаправки четырех видов: трассовые, городские, мини-станции и "холодные" станции. Инфраструктура на каждой из них развита в соответствии с местоположением и площадью земельного участка. Холдинговая компания "Фаэтон" включает в себя группу строительных компаний: "Фаэтон-Стройсервис" - осуществляет и проектировку, и строительство, "АЗК-СпецСтройМонтаж" - строит, "Эпос-Ф" - проектирует. Силами этих подразделений была построена первая автозаправочная станция класса "Премиум" в Санкт-Петербурге. "Строить ее было сложнее в архитектурном плане, - говорит начальник службы заказчика "Фаэтон-Стройсервис" Александр Хильченко, - что касается стоимости работ, производимых нашим подразделением, то заказчику удается экономить порядка 30-40% бюджетных средств". Напомним, что сегодня "Фаэтон-Стройсервис" строит автозаправочные станции трех типов - "Премиум", "Медиум" и "Эконом класс", "АЗК-СпецСтройМонтаж" специализируется на строительстве более крупных городских объектов, среди которых здания для магазинов. На конвейер Для более быстрого прохождения проектов и одновременно для ускорения строительно-монтажных работ ряд компаний используют модульные АЗС. Александр Клементьев, начальник отдела рекламы "ПНСК", компании, производящей модульные АЗС, рассказывает, что все элементы станций имеют уже готовый сертификат. "Заказчику не приходится согласовывать материалы и конструктивные элементы. Это как домостроительные комбинаты - к примеру, производят они 137 серию, которая раз и навсегда утверждена, и предприятие "штампует" блоки, которые только нужно привезти на место и собрать - архитектурное проектирование для этого не требуется. Также и с модульными станциями - работы по монтажу уже готовых блоков выполняются за 1 месяц. Стадия разработки архитектурного проекта минуется - из 50 модификаций конструктивных элементов можно собрать любой требуемый дизайн". Олег Ашихмин, председатель Нефтяного клуба Петербурга отмечает, что в Петербурге модульные АЗС не прижились: вписаться в среду с большими архитектурными обременениями могут преимущественно станции, разработанные по специальному проекту. "Но во многих регионах дешевле и проще заказать модульную АЗС, чем строить "с нуля". Есть регионы, где таких производств вообще нет, а потому они могут быть интересны для производителей из промышленно развитых субъектов Федерации", - полагает он. Алексей Небольсин, вице-президент Московской топливной ассоциации полагает, что активное строительство в крупных городах закончилось. Среди компаний, специализирующихся на работах по строительству АЗС, число фирм, работающих по "модульному принципу", вероятно, в ближайшее время будет расти. Виктор Денисов, коммерческий директор "АЗС Центр" заявляет, что его компания намерена "усилить модульное направление". "В Москве большая стройка закончилась, а в регионах быстрота будет являться решающим фактором (на строительство модульной станции уходит 3-4 недели). К тому же, модульные станции позволяют провести быструю реконструкцию: я сношу две стенки и "наращиваю" станцию до каких угодно размеров".
Комментарии