Конфереция

Пол года честной игры

Нефтяной клуб Санкт-Петербурга подвел итоги своей деятельности в первой половине 2004 года. Конец прошлого - начало нынешнего года ознаменовался сменой правительственного курса в области инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге. Новая власть внесла коррективы в отношения Смольного с топливниками. Сначала губернатор Валентина Матвиенко обязала операторов топливного рынка перейти на "удобную городу" схему уплаты акциза. Свою просьбу она подкрепила заявлением о том, что только плательщики акциза в городской бюджет смогут в дальнейшем рассчитывать на укрепление позиций или даже присутствие на этом рынке. В качестве "пряника" для топливников были выбраны земельные участки под строительство автозаправочных станций. Петербургский рынок, в отличие от московского, еще не полностью насыщен. Еще в начале этого года казалось, что у операторов есть равная возможность побороться за землю на открытых торгах, перейти к которым городские власти обещали еще осенью прошлого года. Градостроительные ведомства, основываясь на прежних заявках операторов, сформировали первоначальный адресный список из 60 земельных участков, пригодных для строительства автозаправочных станций. "Пятна" из этого перечня должны были попасть на торги. Готовить инвестиционную документацию по этим участкам было поручено ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" - организации, специализирующейся на проведении торгов. Работа Фонда в этом направлении не была успешной. Его директор Людмила Кулешова уверяла, что на непрофильную деятельность не было выделено финансирования, что и не позволило работе продвинуться. Однако за время значительно продвинулись переговоры, которые, как выяснилось, вела губернатор с нефтяной компанией "ЛУКОЙЛ", представленной на петербургском рынке 24 автозаправочными станциями. Смольный сообщил о подписании соглашения с вертикально-интегрированной компанией о сотрудничестве, в рамках которого ВИНК должны быть переданы 60 участков под развитие ее сети, что не просто не соответствовало ранее заявленной программе перехода к торгам, но противоречило земельному законодательству и, как посчитали в петербургском топливном клубе, способствовало ухудшению конкурентной среды на городском рынке. Если раньше Клуб выступал посредником между топливниками и властью, то в данной ситуации партнерство заняло позицию независимых топливных операторов, чей бизнес грозили поставить под удар. Прежде всего, Нефтяной клуб обратился за разъяснениями к губернатору. Не получив ответа, топливники запросили местные антимонопольные органы и Прокуратуру на предмет соответствия действий горадминистрации в отношении ВИНКа. Инициативу местного объединения трейдеров поддержал Российский топливный союз (РТС), обратившись за объяснением сложившейся в Петербурге ситуации в Федеральную антимонопольную службу. "Нам не просто удалось привлечь внимание контролирующих органов к сложившейся на петербургском рынке ситуации - наши действия вызвали резонанс в городском и федеральном правительстве, а также в администрации Президента", - сообщил на отчетном заседании в среду президент некоммерческого партнерства Олег Ашихмин. Горючие цены Итогом очередного собрания Совета директоров Российского топливного союза, проходившего в июне этого года в Волгограде, стало обращение его членов к российскому Правительству и нефтяным компаниям. В письме трейдеры, от имени членов 35 региональных топливных ассоциаций, в числе которых и НП "Нефтяной клуб Санкт-Петербурга", обращаются к вышеуказанным адресатам с "настоятельной просьбой принять меры административного и экономического характера в области ценообразования на топливном рынке". Беспокойство операторов розницы не случайно, ведь именно на них пытаются переложить ответственность за неоправданное, стихийное повышение цен на бензин на внутреннем рынке. В этом году в стране наблюдается самый высокий уровень оптовых цен на сырую нефть за последние пять лет. Как следствие, растут цены на продукты переработки нефти. "Опт подстегивает розницу. Розница - инфляцию, ведь автомобильное топливо - ценообразующий продукт", - поясняют в РТС. В Петербурге рост цен на нефтепродукты, начавшись весной, продолжается и в настоящее время. Причем, как отмечают трейдеры, с принятием новых более высоких экспортных пошлин на нефть, рост цен на нефть и нефтепродукты может продолжиться вплоть до ноября месяца. Сегодня литр бензина на городских автозаправках стоит 59 центов, отмечают топливники. И судя по всему, это не предел. "Удорожание топлива в розничном звене в Петербурге на порядок ниже, чем в оптовом, - утверждают операторы петербургской розницы, - Таким образом, получается, что мы берем часть затрат на себя. Однако это не означает, что так будет всегда. Мы тоже должны окупать свой бизнес". Цены - это важнейший показатель конкуренции. Именно ценовая политика нефтяных и топливных компаний составляет сегодня сферу особого интереса антимонопольных органов. Ежегодно в России органы ФАС (бывший МАП) проводят расследования на причастность топливных операторов к ценовому сговору, ведущему, как известно, к ухудшению конкурентной среды. Петербург, в этом смысле, остается одним из немногих российских городов, где цены в каждой из категорий, успешно конкурируют друг с другом. Сегодня разница в ценах по высокооктановым маркам топлив составляет полтора рубля. Также НП решало проблемы: Отсутствия и создания городской схемы размещения автозаправочных станций. В результате, город согласился с необходимостью создания этого документа на бюджетные средства и внесение его в Генеральный план развития Санкт-Петербурга в качестве поправки. Отсутствия программы контроля качества нефтепродуктов в Санкт-Петербурге. В итоге, город обещал создать данную программу к середине осени. Предположительно в это же время городские власти будут готовы утвердить проект присвоения АЗС знака качества (в добровольном порядке). Добивался от градостроительных ведомств ускорения процесса подготовки земельных участков под строительство АЗС, в том числе и предлагая свои услуги по формированию инвестиционных пакетов. Сегодня названы адреса первых трех участков, которые попадут на торги этой осенью. Нефтяной клуб помогает совершенствовать систему государственного заказа. По просьбе Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли трейдеры разрабатывают единые требования к конкурсной документации на поставку нефтепродуктов.
Комментарии