Конфереция

На улицы Петербурга возвращаются такси

Санкт-Петербург стал первым городом в России, который принял закон об организации таксомоторных перевозок. Региональный документ призван создать в Северной столице цивилизованный рынок такси, который около 10 лет назад оказался практически полностью уничтоженным. Петербургский закон о такси является составляющей частью программы 'Возрождение такси Санкт-Петербурга', и его разработчики надеются на распространение петербургского опыта на всю Россию. Для того чтобы упорядочить структуру городских таксомоторных перевозок, необходимо помимо принятия основополагающего закона, утвердить еще ряд подзаконных актов. Так, например, в начале июля, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко подписала распоряжение о создании межведомственной комиссии, которая и займется разработкой и реализацией мероприятий контроля качества и безопасности осуществления таксомоторных перевозок на территории Санкт-Петербурга. Власти Петербурга и ранее утверждали различные документы, которые были призваны упорядочить работу легкового таксомоторного транспорта, особенно деятельность такси в аэропортах и у железнодорожных вокзалов. Но влияние отдельных распоряжений Смольного на разрушающийся рынок оказалось не достаточным. Таким образом, в городе сохранилось небольшое количество официальных лицензированных машин 'такси', а все остальные индивидуальные автомобильные перевозки сосредоточились в руках 'частников-нелегалов', которые в отличие от обладателей лицензий, не дают гарантий безопасности перевозок, даже по более высокой цене. О возрождении петербургского такси в интервью 'Аи92' рассказал президент Ассоциации таксомоторного транспорта городов России Михаил Богдановский. - Михаил Федорович, какова законодательная практика, регламентирующая деятельность таксомоторного транспорта в целом по России? Есть ли в других регионах аналоги петербургского закона 'Об организации обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования'? - Закон, принятый депутатами Законодательного Собрания Петербурга является пилотным проектом для всей российской Федерации - это один из кирпичиков всероссийской программы возрождения такси. Сегодня проект федерального закона о такси разрабатывается Министерством транспорта РФ, с участием нашей Ассоциации. За основу готовящегося законопроекта взята программа 'Возрождение такси Санкт-Петербурга'. Но законотворческий процесс на федеральном уровне, как известно очень длителен. Поэтому, каждый регион РФ старается пока принять свои нормативные акты и упорядочить этот вид транспортной деятельности. То есть, в данный момент, мы предлагаем ряд мероприятий, направленных на то, чтобы такси вернулось на дороги Москвы, Петербурга и ряда российских городов. Всего в России такси сохранилось в 90 городах. - Какие необходимо принять подзаконные акты, чтобы закон о такси начал работать в Петербурге? - Принятый в Санкт-Петербурге закон - это только первый шаг для начала регулирования данного вида деятельности. Он в основном носит рамочный характер и подразумевает под собой массу подзаконных актов. На сегодняшний день необходимо абсолютно не регламентируемый вид деятельности - таксомоторное обслуживание населения - 'разложить по полочкам'. В Комитете по транспорту идет работа над наполнением этого закона. Мы всеми силами стараемся помочь специалистам Комитета в этом. В первую очередь, необходимо принять положение по организации таксомоторного обслуживания населения Санкт-Петербурга, положение по приему и передаче заказов, программу профессиональной подготовки водителей такси, которая предполагает доскональное знание города, основы культуры обслуживания и многое другое. - Как Вы оцениваете сегодняшний петербургский рынок таксомоторов? Как он поделен между его участниками? - У нас в городе зарегистрировано порядка 700-800 единиц подвижного состава, принадлежащего различным коммерческим предприятиям. Мы оцениваем емкость всего рынка в 5-6 тысяч автомобилей 'такси'. Практически ни одно из предприятий, которые функционировали в нашем городе на момент Перестройки, на сохранилось. В настоящее время в Петербурге работают в секторе 'такси' три относительно крупные компании, на каждую из которых приходится примерно по сто единиц техники: 'Четвертое таксомоторное предприятие', 'Петиус-такси', 'Экспресс-такси'. Остальная часть рынка поделена примерно между двадцатью мелкими перевозчиками. Кроме того, в городе существует около 40 диспетчерских служб по вызову такси. Ни у одной из них нет своих автомобилей, и, что самое главное, они не несут сегодня ни какой ответственности перед заказчиком за сроки подачи автомобиля. Между собой эти службы никак не связаны. Крупные компании имеют свои телефонные службы, или заключают договора с ведущими операторами. В разработанной нами программе возрождения такси, мы предлагаем создать в Петербурге единую систему по приему и передаче этих заказов. - Чтобы наполнить рынок такси заново, потребуются новые игроки. Что Вы можете сказать о перспективе прихода в этот бизнес новых компаний? - Естественно, мы приветствуем любых новых игроков на нашем рынке. Я знаю, что намерение прийти в Петербург выразила одна из московских компаний, работающая на столичном рынке легкового такси - это 'Новое желтое такси'. Однако петербургские предприниматели так же рассматривают возможность инвестирования в сферу городского такси. Исторически сложилось так, что крупные маршрутные перевозчики 'Третий парк' и ЧП Калюжная изначально занимались именно легковым такси. Поэтому, возврат в таксомоторный бизнес названных компаний возможен и закономерен. Предприниматель Антошевский - новый игрок на городском рынке перевозок, который за несколько лет занял лидирующие позиции на рынке 'маршруток'. По некоторым данным, он так же присматривается к таксомоторному бизнесу. Я думаю, что мы не просто сможем, но и должны заполнить этот рынок своими силами, по одной простой причине - в нашем городе должны работать петербургские компании! Игрок, не связанный с рынком перевозок, вряд ли добьется больших успехов в сфере легкового такси, поскольку этот бизнес надо понимать, у него есть определенная специфика. - Как должны выглядеть такси в Петербурге? Сколько стоит возрождение в городе цивилизованного бизнеса индивидуальных легковых перевозок? - По подсчетам наших специалистов, для того, чтобы на начальном этапе восстановить всю инфраструктуру такси необходимо порядка $20 млн., включая автомобилей, оборудование стоянок такси, профессиональное обучение водителей и т.д. Данные средства должны возвратиться инвесторам через пять лет. На рынке таксомоторов, на мой взгляд, должно быть не одно предприятие, а, обязательно несколько. Тогда будет конкуренция, которая позволит оптимизировать цены. Маршрутное такси и легковое такси - это две большие разницы. Поэтому проблема существования небольших компаний, как это можно наблюдать в сфере маршрутных перевозок пассажиров, не возникает. Индивидуальные частные предприниматели и малые предприятия могут занять здесь свою нишу, оформив 3-4 автомобиля в необходимом виде. Более того, мы предусматриваем для малого бизнеса возможность приобретения автомобили 'такси', полностью соответствующие по дизайну и оснащению, утвержденным правилам и стандартам в специализированном такси-магазине. Такси может быть любого цвета, просто на нем должны быть специальные опознавательные знаки, единые, для всех таксомоторов Петербурга. Это шашечный пояс, определенная атрибутика такси в виде колпака с символикой города и еще несколько специфических деталей. Идея заключается в том, что такси должно быть сразу узнаваемо. Марки машин сейчас рассматриваются совершенно любые - начиная от 'Волг' и заканчивая Всеволожским 'Фордом 'Фокусом'. Конкретная марка автомобиля станет брендом того предприятия, который их приобретает. Поэтому правил на этот счет не предусмотрено. - Как таксисты намерены бороться за пассажиров с 'частниками'? - При росте числа легальных перевозчиков, цены на проезд в цивилизованном такси и на 'частнике' практически сравняются. На сегодня цена на такси составляет порядка 15 руб. за км. Стоимость проезда в такси всегда была чуть-чуть выше средней цены на бензин. Если бензин будет стоить 14 рублей за литр, значит такси будет стоить 17 руб. за км. При этом такси предоставляет клиенту гарантированное качество обслуживание и безопасность, чего нельзя сказать о частном 'извозе'. Поэтому, я думаю, что жители и гости нашего города сами выберут официальные таксомоторы, если их будет достаточно на улицах Петербурга. - Как таксисты оценивают качество топлива в Санкт-Петербурге? - Любого перевозчика, в первую очередь, интересует качество бензина. От этого напрямую зависит его работа. Если закупки производятся централизованно, то качество интересует в первую очередь, а только потом - цена. Качество, обычно, определяют сами водители опытным путем, и если качество бензина устраивает, то сотрудничество с той или иной компанией носит долгосрочный характер.
Комментарии