Конфереция

Ленобласть структурирует свои топливные проекты

Ленинградская область в последние годы делает большую ставку на топливный рынок, стремясь занять лидирующее положение на Северо-Западе по объему инвестиций, полученных за счет реализации проектов в топливной сфере. На территории области, вдоль побережья Финского залива сразу несколько крупных нефтяных компаний запланировали строительство морских экспортных терминалов по перевалке нефти и нефтепродуктов. При этом порт НК 'ЛУКОЙЛ' уже введен в эксплуатацию в начале лета, а другие нефтепродуктовые терминалы могут быть построены в течение ближайших лет. Инвестиционная активность топливников в Ленинградской области не останавливается только на строительстве портовых перевалочных мощностей. Например, НК 'Роснефть' планирует построить нефтеперерабатывающий завод вблизи нефтяного порта 'Приморск'. А в последний год компании получили возможность беспрепятственно развивать свои розничные сети на территории области. В области действует распоряжение губернатора о схеме размещения торговых точек, АЗС и других объектов придорожного сервиса от 30 декабря 2002 года. Программа предусматривает строительство 15 объектов сервисной инфраструктуры. Однако объекты придорожной инфраструктуры стоятся в Ленобласти и сверх плана. Интервью агентству 'Аи92' о проблемах топливного сектора областной экономики дал вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас. - У Вас только что состоялась рабочая встреча с представителями компании 'ТНК-ВР', получившей в феврале этого года разрешение Межведомственной комиссии по размещению производственных сил на территории Ленинградской области на строительство специализированного терминала по перевалке нефти и нефтепродуктов. Каковы результаты этой встречи? - Эта встреча действительно носила рабочий характер. Представители нефтяной компании уведомили меня о том, что совет директоров 'ТНК-ВР' 23 июля примет решение о завершении финансирования предпроектных работ будущего терминала. Со своей стороны, я сообщил им, что земельный участок под новое строительство будет определен для компании осенью этого года, после того, как завершится подготовка технического задания по созданию генеральной схемы развития портовых комплексов на территории, расположенной к северу от порта 'Усть-Луга'. Я думаю, что работу над заданием мы завершим к концу сентября - началу октября. Затем, мы отправим этот документ на согласование в Минтранс. Разрабатываемый документ определит только номенклатуру грузов и допустимые объемы их перевалки. То есть, на этом этапе нам необходимо понять, сколько потенциально грузов мы сможем перевозить через территорию Ленобласти с учетом развития нашей транспортной инфраструктуры, а так же, соблюдая все нормы экологического законодательства. Предположительно, около 95% переваливаемых грузов будет приходиться на долю топливных ресурсов. В частности, в генеральную схему, помимо будущего терминала 'ТНК-ВР', планируется включить проекты 'Газпрома' по строительству Северо-Европейского газопровода и возведению завода по сжижению и переработке газа. Кроме того, Правительство Ленобласти рассматривает предложение компании 'СГ-Транс' по строительству терминала по перевалке нефтяных сжиженных газов и проект создания еще одного угольный терминал, помимо Усть-Лужского. - Как будут распределяться проекты, определенные генеральной схемой, между инвесторами? - На сегодняшний день по этой зоне есть два уже принятых решения. К ним относится терминал 'ТНК-ВР', который прошел согласование Межведомственной комиссии, и проект создания нефтяного терминала южнее Вистино в Кингисеппском районе, право на реализацию которого, по результатам тендера досталось ООО 'Северо-Западный альянс'. Все остальные терминалы, если они еще будут, пойдут с конкурса, потому что инвесторов, желающих получить эти проекты у нас много. Например, немецкая компания Oiltanking заявила о своем желании построить в области экспортный терминал. Но эту декларацию мы не будем рассматривать до утверждения генеральной схемы. Хотя, как мне известно, Oiltanking не исключает возможности объединиться с 'ТНК-ВР' для совместного строительства морского порта. Раньше мы были уверены, что сможем удовлетворить все заявки инвесторов по строительству перевалочных мощностей. Но 'Газпром' заявил о том, что международный газопровод пройдет по территории области, плюс к этому, компания построит завод по сжижению газа. Это сможет внести значительные коррективы в наши планы. В частности, необходимо будет соблюдать дополнительные экологические нормативы, которые потребуют увеличения санитарных зон вокруг Газпромовских проектов. - После того, как 'Сургутнефтегаз' отказался от участия в строительстве НПЗ около Приморска, другой участник проекта - НК 'Роснефть' подтвердила свою заинтересованность в этом заводе? - Активность 'Роснефти' относительно этого проекта значительно спала. Примерно три месяца назад, президент компании Сергей Богданчиков прислал губернатору Ленинградской области Валерию Сердюкову письмо, в котором он обещал в течение месяца предоставить декларацию о намерениях по строительству НПЗ в Приморске. Но этот документ мы так и не получили. А 23 июня истек годовой срок с момента заключения меморандума о сотрудничестве правительства Ленобласти с 'Роснефтью'. Поэтому, я вынужден был письменно обратиться к Богданчикову за разъяснениями. Но ответа пока нет. - 'Сургутнефтегаз' уже несколько лет арендует земельный участок в бухте Батарейная, который компания зарезервировала под строительство собственного терминала для экспорта нефтепродуктов. Будет ли 'Сургут' строить свой терминал? - Нового обсуждения с 'Сургутнефтегазом' перспектив строительства терминала в бухте Батарейная у нас не было. Но мы получили косвенные импульсы к тому, что компания потеряла интерес к проекту. При рассмотрении проекта 'Транснефтепродукта' о завершении строительства магистрального нефтепродуктопровода из Костово морским нефтепродуктовым терминалом в Приморске, мы обратили внимание на то, что обеспечение сырьем нового перевалочного комплекса на первом этапе запланировано через трубопровод от Киришского НПЗ. Объем - 7,4 млн. тонн в год. Это, по сути, все нефтепродукты 'Киришей'. Генеральный директор ОАО 'НК 'Сургутнефтегаз' Владимир Богданов, в ответ на мой запрос, лично подтвердил факт предполагаемой поставки топлива 'Транснефтепродукту'. Таким образом, я считаю, что 'Сургутнефтегаз' косвенно подтвердил отсутствие заинтересованности в реализации проекта в бухте Батарейная. - НК 'ЛУКОЙЛ' намерен активно осваивать розничный топливный рынок Санкт-Петербурга. Для этого компания заключила с городом соглашение о целевом выделении 60 участков под строительство АЗС. Есть ли у 'ЛУКОЙЛа' подобные договоренности с Ленинградской областью? - Подобное соглашение с 'ЛУКОЙЛом' область подписала примерно пять лет назад. Мы взяли на себя обязательства по выделению нефтяной компании определенного количества земельных участков под строительство АЗС. Но это соглашение оказалось не востребовано компанией. Правительство Ленобласти не настаивает на конкурсном распределении земельных участков под строительство новых АЗС. Тендеры, которые проводятся сейчас по трассе 'Скандинавия' относятся к ведению Администрации Выборгского района. То есть, представители районной Администрации в данном случае сами определяют целесообразность проведения тендера. У нас в Ленинградской области не стоит проблема в распределении земельных участков под строительство АЗС между топливниками, поскольку мы располагаем большой территорией, которая не сравнима с Санкт-Петербургом. Пожалуйста, мы можем выдать разрешение на строительство заправки на любой трассе. Стройте хоть с интервалом в 5 км, только соблюдайте все архитектурные и экологические требования! - Правительство Ленобласти при выделении участков под строительство АЗС выдвигает требование к инвестору об обязательной уплате топливного акциза в областной бюджет, как это делает городское правительство? - Нет! Мы понимаем, что такая мера не является нормой, вытекающей из действующего законодательства, и считаем невозможным и неправомерным 'выкручивать руки' нефтетрейдерам. Мы считаем, что задача регионального правительства состоит в защите интересов всех участников топливного рынка, то есть мы должны подвести их к тому, чтобы они сами приняли решение платить акциз на территории Ленобласти. - Во время последнего визита Премьер-министра России Михаила Фрадкова в Ленинградскую область в июне этого года, обсуждался вопрос перевода областных военных земель в категорию земель народнохозяйственного комплекса. Как Вы оцениваете перспективы решения этой проблемы? - Рано или поздно этот вопрос решится. Просто многие чины Министерства обороны забывают, что эта земля принадлежит Российской Федерации, а не является собственностью Минобороны. Поэтому, эта земля может использоваться только по прямому назначению и ни как иначе. Если на военных землях не расположены и не предполагается располагать военные объекты, то их изъятие и передача под земли для промышленного использования или поселения вполне обоснованны и целесообразны. Причем, перевод этих земель из военных в гражданские не может сопровождаться какими-то денежными платежами. В законе четко определено, что плата взимается только при переводе в другую категорию земель сельхозназначения или лесных массивов. В любом случае, этот вопрос необходимо решать. У нас в регионе есть неиспользуемые земли, которые должны быть вовлечены в хозяйственный оборот. - Как известно, в Ленинградской области есть множество нефтебаз, которые не имеют специализированных лицензий на хранение топлива и определение его качества. Таким образом, на оптовый рынок города и области попадает некачественный бензин. Причем, большинство таких нефтебаз и расходных складов находятся как раз на территории военных земель. При этом они занимаются коммерческой деятельностью практически бесконтрольно. Как Правительство Ленинградской области намерено решать эту проблему? - У нас есть взаимопонимание с руководством Ленинградского военного округа в вопросе экологической безопасности. Мы контролируем соответствие таких баз экологическому законодательству. Все остальное - не в компетенции правительства области.
Комментарии