Конфереция

Заплатил 'Транснефти' - спи спокойно

Фрадков предлагает строить трубу за счет тарифов на прокачку Представления чиновников о партнерстве с бизнесом становятся все более конкретными. Строить нефтепроводы правительство собирается за счет частных компаний, включив в тариф на прокачку инвестиционную составляющую. Нефтяники и эксперты изумлены, ведь три года назад сами чиновники признали такой способ финансирования проектов нерыночным. В 'Основных направлениях деятельности правительства', которые премьер Михаил Фрадков сегодня изложит на заседании кабинета, говорится о необходимости построить новые нефтепроводы. Речь идет о вводе очередей БТС, строительстве трубы в обход проливов Босфор и Дарданеллы, маршрутов Западная Сибирь - Мурманск и Восточная Сибирь - Находка. Реализация этих проектов, подчеркивается в документе, 'возможна только в рамках партнерства государства и бизнеса'. Управление и контроль государства за магистралями при этом сомнению не подвергаются. Финансировать строительство предлагается 'как за счет средств бюджета, так и привлечения частных средств через инвестиционную составляющую тарифов за транспортные услуги'. Такой способ в 2000 г. уже использовала 'Транснефть', начиная строительство БТС. По словам вице-президента компании Сергея Григорьева, за счет инвестиционной составляющей удалось собрать с компаний $100 млн. Однако через восемь месяцев пришлось исключить ее из тарифа, так как нефтяники требовали доли собственности в БТС, а государство категорически этого не хотело. С тех пор 'Транснефть' строит БТС 'из своих' и кредитов Сбербанка в сумме $900 млн. Заемные средства, по признанию председателя совета директоров 'Транснефти', министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, единственно цивилизованный способ строительства. Пресс-секретарь Минпромэнерго Станислав Наумов сказал, что ведомство не предлагало правительству вернуться к инвестиционной составляющей. 'Мы такие вещи не пробивали', - отрицал причастность 'Транснефти' Григорьев. Источник в Минэкономразвития называет анахронизмом норму в 'Основных направлениях': 'Так нормальные компании свою деятельность не финансируют'. Неприятно поражены замыслами правительства в компаниях. Начальник отдела по связям с инвесторами 'ЛУКОЙЛа' Геннадий Красовский говорит, что проектное финансирование - 'более цивилизованный' способ при реализации новых проектов: оплачивает трубу тот, кто ею пользуется, кредитование под проект предполагает жесткую банковскую экспертизу. В случае же инвестиционной составляющей надбавка к тарифу размазывается по всем магистральным трубопроводам, отчего теряют деньги компании, которые по построенной нитке нефть не экспортируют. По мнению представителя 'ЮКОСа', изменение тарифа на прокачку, который утверждает служба по тарифам, - 'понятный' механизм. 'Тут чиновники смотрят обоснованность затрат "Транснефти", а инвестсоставляющую хочешь не хочешь плати', - поясняет он. А по словам менеджера ТНК-ВР Марины Драчевой, ее компании 'все равно, строит ли "Транснефть" [трубопровод] в одиночку или в консорциуме с компаниями, главное, чтобы недостаток мощностей не сдерживал рост добычи'. В марте Союз нефтеэкспортеров (СОНЭК) направил Фрадкову письмо, предлагая привлечь на новых условиях частные инвестиции. Компании, не покушаясь на собственность государства в трубопроводах, были готовы вкладываться в новые нитки, а гарантии возврата вложенных инвестиций попросили оформить поправками в законы 'О естественных монополиях' и 'О трубопроводном транспорте'. 'Мы не получили ответа из правительства и 2 июля послали еще одно письмо Христенко', - говорит исполнительный директор СОНЭК Евгений Самойлов. По словам Красовского, затраты на транспортировку 'ЛУКОЙЛа' выросли с $450 млн пять лет назад до $2,5 млрд в 2003 г. Введение инвестиционной компоненты, опасается он, вынудит компанию отвлечь часть ресурсов от проектов в Тимано-Печоре и на Каспии. Аналитик Prosperity Capital Иван Мазалов напоминает, что при строительстве первой очереди БТС инвестиционная составляющая подняла тариф на 20%. 'Норма [предложенная в "Основных направлениях:"] выглядит как новый налог на нефтяников, но сейчас такое правительство, что исключать ее одобрения нельзя', - сказал Мазалов.
Комментарии